Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРЕСТИА́НИ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕРЕСТИА́НИ Иван Ни­ко­лае­вич [1(13).4.1870, Та­ган­рог – 14.5.1959, Мо­ск­ва], рос. и груз. ак­тёр и ки­но­ре­жис­сёр, нар. арт. Груз. ССР (1949). Твор­че­скую дея­тель­ность (под псевд. Иван Не­ве­до­мов) на­чал в 1886 в Та­ган­ро­ге как ак­тёр Т-ва рус. дра­ма­тич. ар­ти­стов под рук. А. Рют­чи, за­тем иг­рал в про­винц. те­ат­рах юга Рос­сии, Ура­ла, Си­би­ри, Даль­не­го Вос­то­ка и др., а так­же в Но­вом те­ат­ре в С.-Пе­тер­бур­ге. С 1916 в ки­но. Сре­ди ки­но­ролей: Му­ров («Веч­но лишь то, что утра­че­но»), Ли­ра («Гол­го­фа»), Жу­ров («Жизнь за жизнь»), Алек­сей («Жизнь, по­бе­ж­дён­ная смер­тью»), Ке­ринг («Шах­ма­ты жиз­ни»), За­бро­дин («Ям­щик, не го­ни ло­ша­дей»). В го­ды Гражд. вой­ны 1917–1922 ста­вил агит­филь­мы («Отец и сын» и «Се­ст­ра де­каб­ри­ста», 1919; «В дни борь­бы», 1920), пре­по­да­вал в Гос­ки­но­шко­ле. В 1920 пе­ре­ехал в Гру­зию, был од­ним из соз­да­те­лей груз. ки­не­ма­то­гра­фии. В 1921 по­ста­вил ис­то­ри­ко-ре­во­люц. ф. «Ар­сен Джорд­жиа­шви­ли» («Убий­ст­во ге­не­ра­ла Гряз­но­ва»; П. в ро­ли Во­рон­цо­ва-Даш­ко­ва), в 1923 – ф. «Су­рам­ская кре­пость». Из­вест­ность П. при­нес­ла его круп­ней­шая ра­бо­та – ге­рои­ко-ро­ман­тич. фильм по по­вес­ти П. А. Бля­хи­на «Крас­ные дья­во­ля­та» (1923), наи­бо­лее удач­ное про­из­ве­де­ние при­клю­ченч. жан­ра отеч. не­мо­го ки­но. Ус­пех кар­ти­ны по­бу­дил П. в 1926 по­ста­вить ещё неск. при­клю­ченч. филь­мов с эти­ми же ге­роя­ми: «Са­вур-мо­ги­ла», «Пре­сту­п­ле­ние княж­ны Шир­ван­ской», «На­ка­за­ние княж­ны Шир­ван­ской» и «Ил­лан Дил­ли» (ре­мей­ком в 1967 стал фильм Э. Г. Ке­о­сая­на «Не­уло­ви­мые мсти­те­ли»). В 1925 по про­из­ве­де­ни­ям груз. лит-ры соз­дал ф. «Де­ло Та­ри­эла Мкла­вад­зе» (по Э. Ни­но­шви­ли), а так­же ф. «Три жиз­ни» (по Г. Е. Це­ре­те­ли), став­ший на­ря­ду с «Крас­ны­ми дья­во­ля­та­ми» од­ной из луч­ших его ре­жис­сёр­ских ра­бот. На Одес­ской ки­но­сту­дии – филь­мы «Ла­ви­на» и «Сплет­ня» (оба 1928), на ки­но­сту­дии «Ар­мен­ки­но» – «За­мал­лу» (1930) и «Ануш» (1931). Вер­нув­шись в 1933 на Тби­лис­скую ки­но­сту­дию, ра­бо­тал в осн. как ак­тёр: ба­рон Ро­зен («Ар­сен»), Рус­ский по­сол («Ге­ор­гий Са­а­кад­зе»), ие­зу­ит («Да­вид-Бек»), Во­лин­ский («Да­вид Гу­ра­ми­шви­ли») и др. Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев мн. сво­их филь­мов. С 1932 пре­по­да­вал в Те­ат­раль­ном ин-те в Тиф­ли­се (с 1935 Тби­ли­си) и др. (сре­ди уче­ни­ков – М. К. Ка­ла­то­зов).

Соч.: 75 лет жиз­ни в ис­кус­ст­ве. [М., 1962].

Лит.: Ча­хирь­ян Г. 70 лет жиз­ни в ис­кус­ст­ве // Ис­кус­ст­во ки­но. 1956. № 8; Гро­мов Е. Диа­лек­ти­ка един­ст­ва // Но­вый мир. 1972. № 11.

Вернуться к началу