Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ЗЕРОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Ю. Н. Озеров. Кадр из документального фильма «О, спорт, ты – мир!». 1981.

О́ЗЕРОВ Юрий Ни­ко­лае­вич (26.1.1921, Мо­ск­ва – 15.10.2001, там же), рос. ре­жис­сёр, сце­на­рист, нар. арт. СССР (1977). Брат Н. Н. Озе­ро­ва. Уча­ст­ник Вел. Отеч. вой­ны. В 1944 окон­чил Во­ен. ака­де­мию им. М. В. Фрун­зе. В 1945–46 учил­ся на те­ат­ро­ведч. ф-те ГИТИСа, в 1951 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская И. А. Сав­чен­ко). Де­бю­ти­ро­вал как ре­жис­сёр ви­до­вым цвет­ным до­ку­мен­таль­ным ф. «В Ни­кит­ском бо­та­ни­че­ском са­ду» (1952, О. так­же ав­тор сце­на­рия), за­тем снял филь­мы-кон­цер­ты «Аре­на сме­лых» (совм. с С. Н. Гу­ро­вым, 1953, пр. Мкф в Ве­не­ции) и «В празд­нич­ный ве­чер» (1954). В рус­ле по­ис­ков ки­не­мато­гра­фа 1950-х гг., по­сте­пен­но из­жи­ваю­ще­го штам­пы и дог­мы то­та­ли­та­риз­ма, ока­зал­ся де­бют О. в иг­ро­вом ки­но: в оп­ти­ми­стич. ки­но­по­вес­ти «Сын» (1956) соц­реа­ли­стич. сю­жет о пе­ре­вос­пи­та­нии мо­ло­до­го че­ло­ве­ка со­вме­щал­ся с но­вым, сво­бод­ным ощу­ще­ни­ем жиз­ни. Яв­ле­нием в ис­то­ри­ко-ре­во­люц. жан­ре стал ф. «Ко­чу­бей» (1958), впер­вые в отеч. ки­но де­мон­ст­ри­ро­вав­ший по­ли­ти­ку выс­ше­го ру­ко­во­дства Крас­ной Ар­мии по унич­то­же­нию оп­по­зи­ци­он­но на­стро­ен­ных ко­ман­ди­ров в кон­це Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22. Фильм «Боль­шая до­ро­га» (1962, совм. с ЧССР) рас­ска­зы­вал о пу­ти ге­роя (пи­са­те­ля Я. Га­ше­ка) на фо­не со­бы­тий Гражд. вой­ны в жан­ре иро­нич. аб­сур­да. По рез­ко от­ри­ца­тель­но­му от­но­ше­нию к ре­во­люц. про­шло­му фильм за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в сов. ки­не­ма­то­гра­фе, зна­чи­тель­но опе­ре­див своё вре­мя. В кон. 1960-х гг. О. при­сту­пил к соз­да­нию ки­но­эпо­пей о со­бы­ти­ях Вел. Отеч. вой­ны. Пер­вая из них – «Ос­во­бо­ж­де­ние» (в 5 филь­мах, 1968–72, О. – со­ав­тор сце­на­рия; Гран-при Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри; Ле­нин­ская пр. СССР, 1972) удач­но от­кры­ла но­вый жанр «дио­ра­мы» в сов. ки­не­ма­то­гра­фе. В гран­ди­оз­ном по за­мыс­лу и мощ­ном по ис­пол­не­нию филь­ме, имев­шем ог­ром­ный зри­тель­ский ус­пех, пред­ста­ла офиц. ис­то­рия вой­ны, по­дан­ная в яр­кой, вы­ра­зит. ма­не­ре. Вто­рая ки­но­эпо­пея «Сол­да­ты сво­бо­ды» (в 4 филь­мах, 1977, О. – со­ав­тор сце­на­рия) по­ве­ст­ву­ет об уча­стии стран вост.-ев­роп. сою­за в бит­ве про­тив фа­шиз­ма. Сре­ди др. филь­мов: «Бит­ва за Мо­ск­ву» (1985), «Ста­лин­град» (1989), «Ан­ге­лы смер­ти» (1993). На ос­но­ве хро­ни­каль­ных кад­ров О. снял мон­таж­ные филь­мы «Тра­ге­дия ве­ка» (1993, те­ле­се­ри­ал) и «Ве­ли­кий пол­ко­во­дец Ге­ор­гий Жу­ков» (1995). По­ста­вил до­ку­мен­таль­но-иг­ро­вой ф. «Бал­ла­да о спор­те» (1980) об ис­то­рии Олим­пий­ских игр и до­ку­мен­таль­ный ф. «О, спорт, ты – мир!» о про­ве­де­нии Олим­пиа­ды в Мо­ск­ве в 1980 (совм. с Б. Н. Рыч­ко­вым и Ф. С. Хит­ру­ком, О. – со­ав­тор сце­на­рия, 1981; Гос. пр. СССР, 1982). В 1979–91 ру­ко­во­ди­тель ре­жис­сёр­ской мас­тер­ской во ВГИКе, проф. (1982). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1971, 1981).

Соч.: Со­рат­ни­ки // А. Алов, В. Нау­мов. М., 1989.

Лит.: Су­ме­нов НМ., Суль­кин О. М. Ю. Озе­ров. М., 1986.

Вернуться к началу