МЕССЕРЕ́Р
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕССЕРЕ́Р Суламифь Михайловна (27.8.1908, Москва – 3.6.2004, Лондон), рос. артистка балета, педагог, балетмейстер, нар. арт. РСФСР (1962). Сестра А. М. Мессерера, мать М. Г. Мессерера. По окончании МХУ (педагог В. Д. Тихомиров) в 1926–50 солистка моск. Большого театра. Исключит. виртуозность, в первую очередь редкое владение разными видами вращений, мощный прыжок и блестящая пальцевая техника позволяли М. выступать практически во всех партиях классич. и совр. репертуара. Благодаря яркой сценич. внешности, зажигательному темпераменту и комедийному дару особый успех она имела в таких партиях, как Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля), Суок («Три толстяка» В. А. Оранского), Зарема и Жанна («Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева), Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича). Одна из первых сов. артисток балета, приглашённых (совм. с А. М. Мессерером) на зарубежные гастроли (1932 – Латвия; 1933 – Швеция, Дания, Германия, Франция). С 1950 педагог, преподавала в МХУ и ГАБТ. Среди её учениц: Т. Н. Голикова, Н. Д. Касаткина, Н. И. Рыженко. С 1960 работала в Японии (в Токийской балетной школе им. П. И. Чайковского и труппе «Токио балет»), одна из основательниц япон. классич. балета. Поставила (совм. с А. А. Варламовым) первый япон. балет «Маримо» И. Кано (Токийская балетная школа, 1962). В 1980 во время гастролей ГАБТ в Японии вместе с сыном попросила политич. убежища на Западе; жила за рубежом, продолжая сотрудничать с ведущими балетными труппами и школами Японии. Была педагогом Королевского балета (Лондон), где её класс посещали С. Гилем, Д. Бассел, А. Ферри и др. Как приглашённый педагог работала с балетной труппой театра «Ла Скала» (Милан) и др. ведущими европ. театрами. Награждена орденом Брит. империи (2000). М. посвящён т/ф «Я хочу рассказать…» (2008).