МАНСУ́РОВА ЦЕЦИЛИЯ ЛЬВОВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНСУ́РОВА (псевд.; наст. фам. Воллерштейн) Цецилия Львовна [8(20).3.1897, по др. данным, 13(25).3.1896, Москва – 22.1.1976, там же], рос. актриса, педагог, нар. арт. СССР (1971). После окончания юридич. ф-та Киевского ун-та с 1919 студентка, затем актриса Моск. драматич. студии под рук. Е. Б. Вахтангова («Мансуровская студия», по названию переулка, где она находилась, отсюда – сценич. псевд. М.; с 1920 3-я Студия МХАТ, с 1926 Моск. театр им. Евг. Вахтангова). Первая исполнительница роли принцессы Турандот в знаменитом спектакле «Принцесса Турандот» (по одноим. пьесе К. Гоцци, 1922). Строптивые и эксцентричные, юные героини М. покоряли лукавой женственностью и взрывным темпераментом: донья Уррака («Комедии Мериме» – «Рай и ад» по «Театру Клары Гасуль» П. Мериме), Зоя Денисовна («Зойкина квартира» М. А. Булгакова), Ксения («Разлом» Б. А. Лавренёва), Шура («Егор Булычов и другие» М. Горького). В более поздних ролях её игру отличали мастерская отточенность деталей, изысканность стиля, тонкий лиризм в соединении с особого рода иронией: Беатриче («Много шума из ничего» У. Шекспира), Инкен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Роксана («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Филумена Мартурано («Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо). Артистизм вахтанговской школы наиболее ярко проявился в работах М., созданных в партнёрстве с Р. Н. Симоновым (их сценич. дуэт оставался на протяжении десятилетий своеобразным символом искусства этого театра). Во время Вел. Отеч. войны (1942–1945) М. руководила фронтовым филиалом Театра им. Вахтангова (поставила спектакль «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского, 1944). Преподавательскую деятельность начала с 1921, с 1925 – в Театральном уч-ще (с 1939 – им. Б. В. Щукина) при Театре им. Евг. Вахтангова (проф. с 1946). Снялась в фильмах «Дорогой мой человек» И. Е. Хейфица и «Мраморный дом» Б. А. Григорьева.