МАК-ЛА́РЕН НОРМАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАК-ЛА́РЕН (McLaren) Норман (11.4.1914, Стерлинг, Шотландия – 27.1.1987, Монреаль, Канада), брит. и канад. кинорежиссёр-экспериментатор, один из крупнейших реформаторов мирового анимационного кино. В нач. 1930-х гг. учился в Худож. школе в Глазго по специальности «дизайн интерьерных конструкций». В студенч. годы проявил интерес к авангардному кино (к творчеству С. М. Эйзенштейна, О. Фишингера и др.) и начал экспериментировать с абстрактной анимацией и разл. кинотехнологиями: создавал фильмы бескамерным методом (рисуя или процарапывая изображение на киноплёнке), использовал технику рисованного звука (изображение звуковой дорожки на плёнке вручную), пиксиляции (покадровая съёмка актёра) и др. Первые любительские авангардные фильмы М.-Л. – «От семи до пяти» (1933), «Цветной коктейль», «Камера танцует» и «Полихромная фантазия» (все 1935) – принесли режиссёру известность в киносообществе. Как член КП Великобритании М.-Л. активно участвовал в политич. жизни 1930-х гг.: в 1936 снял антивоенный ф. «Ад без границ» (сорежиссёр Х. Биггар), работал кинооператором во время Гражд. войны в Испании 1936–39 («Оборона Мадрида», 1936, реж. А. Монтагю). В 1937 начал сотрудничать с брит. режиссёром, продюсером и теоретиком документального кино Дж. Грирсоном, работал как документалист в Лондоне. В 1939 по приглашению Грирсона переехал в США (Нью-Йорк), где создал серию абстрактных фильмов («Аллегро», «Точки», «Звёзды и полосы» и др.). С 1941 сотрудник организованного Грирсоном Нац. киноуправления Канады (Монреаль), в 1943 там же основал секцию (студию) анимации. В Канаде М.-Л. создал самые значит. фильмы, получившие всемирное признание: «Танец курочки» (1942), «Красочная фантазия» (др. назв. «Прочь, скучные заботы», 1949, гл. пр. Мкф в Венеции, пр. Мкф в Зап. Берлине), «Соседи» (1952, пр. «Оскар»), «Мерцающая пустота» (1954, гл. пр. Мкф в Канне), «Ритметик» (1956), «История со стулом» (1957), «Чёрный дрозд» (1958), «Вступительная речь» (1960), «Горизонтали» (1962), «Па де де» (1968) и др. Экспериментальные по духу и форме авторские фильмы М.-Л. противостояли коммерч., индустриальной анимации, которую пропагандировали У. Дисней и его многочисл. последователи. Конвейерному произ-ву популярных рисованных фильмов для семейной аудитории М.-Л. противопоставил свободные пластич. импровизации с изображением, звуком и анимац. техниками, где оригинальные авторские идеи (в т. ч. и публицистические) одинаково ярко воплощались с помощью предметов реального мира и актёров, музыкальных звуков и цветовых пятен, жёстких геометрич. форм и абстрактных композиций. М.-Л. участвовал в создании в 1960 Междунар. ассоциации анимац. кино (ASIFA), в рамках проектов ЮНЕСКО в 1970-е гг. работал над программами обучения анимации в Индии и Китае. Творч. достижения и эстетич. принципы М.-Л. определили пути развития канад. школы анимации и оказали большое влияние на анимац. кино во всём мире.