Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЙОР ТАМАШ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 473

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Т. Майор в роли Яго («Отелло» У. Шекспира).

МА́ЙОР (Major) Та­маш (26.1.1910, Бу­да­пешт – 13.4.1986, там же), венг. ак­тёр, ре­жис­сёр, нар. арт. Венг. Нар. Рес­пуб­ли­ки (1950). В Бу­да­пеш­те в 1930 окон­чил Выс­шую те­ат­раль­ную шко­лу, с 1931 в Нац. те­ат­ре. Ра­бо­тал в ра­бо­чем лю­би­тель­ском те­ат­ре в Че­пе­ле, где по­ста­вил пье­су «Тар­тюф» Моль­е­ра (1942) и др. В 1945–62 ди­рек­тор, в 1962–79 гл. реж. Нац. те­ат­ра в Бу­да­пеш­те. Сре­ди те­ат­раль­ных ро­лей: Иван Ва­силь­е­вич («Иван Ва­силь­е­вич» М. А. Бул­га­ко­ва), Лю­ци­фер («Тра­ге­дия че­ло­ве­ка» И. Ма­да­ча), Яго («Отел­ло» У. Шек­спи­ра), Ме­фи­сто­фель («Фа­уст» И. В. Гё­те). Как ре­жис­сёр про­па­ган­ди­ро­вал Ста­ни­слав­ско­го сис­те­му. Спек­так­ли М. от­ли­ча­лись глу­би­ной со­ци­аль­но­го ана­ли­за: «Банк-бан» Й. Ка­то­ны (1945), «Вра­ги» М. Горь­ко­го (1949), «Тра­ге­дия че­ло­ве­ка» Ма­да­ча (1955, 1960, 1964), «До­б­рый че­ло­век из Се­зуа­на» Б. Брех­та (1972) и др. В ки­но с 1941. Мас­тер от­то­чен­ных со­ци­аль­ных и пси­хо­ло­гич. за­ри­со­вок, М. охот­но иг­рал вто­ро­пла­но­вые и эпи­зо­дич. ро­ли. Сни­мал­ся в филь­мах «По­ку­ше­ние», «Ягу­ар», «Хо­лод­ные дни» (в отеч. про­ка­те – «Об­ла­ва в ян­ва­ре»), «Сте­ны» (в отеч. про­ка­те – «Де­ло Лас­ло Ам­бру­ша»), «Лев го­то­вит­ся к прыж­ку», «Ме­фи­сто», «Пол­ков­ник Рёдль» и др. С 1945 пре­по­да­вал в Выс­шей шко­ле те­ат­ра и ки­но в Бу­да­пеш­те (с 1947 проф.). Гос. пр. им. Л. Ко­шу­та (1948, 1955).

Соч.: A színház nem szelíd intézmeny. Bdpst, 1985.

Лит.: Гер­шко­вич А. Те­ат­раль­ный Бу­да­пешт. [М., 1961]; он же. Со­вре­мен­ный вен­гер­ский те­атр. М., 1963.

Вернуться к началу