Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́НКАСТЕР БЕРТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 670

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Э. Разлогов
Б. Ланкастер и Д. Керр в фильме «Отныне и во веки веков».

ЛА́НКАСТЕР (Lancaster) Берт (наст. имя Бер­тон Сти­вен) (2.11.1913, Нью-Йорк – 20.10.1994, Сен­че­ри-Си­ти, Лос-Анд­же­лес, штат Ка­ли­фор­ния), амер. ак­тёр, про­дю­сер, ре­жис­сёр. В юно­сти был ак­ро­ба­том, про­дав­цом, сы­щи­ком, офи­ци­ан­том. В 1942–45 слу­жил в ар­мии. Вы­сту­пал на Брод­вее. В ки­но с 1946 (ф. «Убий­цы»). В со­ци­аль­ной дра­ме «Гру­бая си­ла», ис­поль­зуя свои ти­паж­ные дан­ные, сыг­рал силь­но­го че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го про­ти­во­сто­ять вра­ж­деб­ным об­стоя­тель­ст­вам. За­тем сни­мал­ся в филь­мах: «Все мои сы­но­вья», «Це­луй кровь рук мо­их», «Баг­ро­вый пи­рат» и др. Пер­со­на­жи Л., как пра­ви­ло, силь­ные, во­ле­вые лю­ди дей­ст­вия, про­шед­шие бо­га­тую со­бы­тия­ми, не­лёг­кую жизнь (сер­жант Мил­тон Уор­ден – «От­ны­не и во ве­ки ве­ков»). Во­пре­ки ус­та­но­вив­шим­ся в амер. ки­но штам­пам, Л. соз­дал об­раз ум­но­го, бла­го­род­но­го ин­дей­ско­го во­ж­дя в вес­тер­не «Апач». Один из ор­га­ни­за­то­ров (1948) ки­но­фир­мы «Hecht-Norma productions» (c 1955 «Hecht-Hill-Lancaster produc­tions»; в т. ч. по­ста­вил здесь ф. «Че­ло­век из Кен­тук­ки», 1955; в 1960 фир­ма пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние). В 1950-е гг. Л. – один из ве­ду­щих амер. ак­тё­ров. Точ­ным пси­хо­ло­гич. ри­сун­ком от­ли­ча­лась роль шар­ла­та­на и стран­ст­вую­ще­го про­по­вед­ни­ка в ф. «Эл­мер Ген­три» (по од­но­им. ро­ма­ну С. Льюи­са, пр. «Ос­кар»), а так­же ис­пол­не­ние Л. ро­ли Ян­нин­га, быв. ми­ни­ст­ра юс­ти­ции Третье­го рей­ха, осоз­наю­ще­го до­лю сво­ей ви­ны в пре­сту­п­ле­ни­ях фа­шиз­ма («Нюрн­берг­ский про­цесс»). Зна­чи­тель­ны ра­бо­ты Л. в филь­мах Л. Вис­кон­ти («Ле­о­пард», «Се­мей­ный порт­рет в ин­терь­е­ре») и Б. Бер­то­луч­чи («Два­дца­тый век»). В ак­тёр­ской трак­тов­ке об­ра­зов ор­га­ни­за­то­ра ре­ак­ци­он­но­го за­го­во­ра («Семь дней в мае») и офи­це­ра, по при­ка­зу свы­ше го­то­во­го унич­то­жить ни в чём не по­вин­ных лю­дей («Мост Кас­сан­д­ры»), от­чёт­ли­во зву­ча­ло пре­ду­пре­ж­де­ние об опас­но­сти рас­про­стра­не­ния че­ло­ве­ко­не­на­ви­ст­нич. идео­ло­гии. Вы­сту­пил в ро­ли ве­ду­ще­го ком­мен­та­то­ра в cов.-амер. до­ку­мен­таль­ном про­ек­те «Не­из­вест­ная вой­на» (в отеч. про­ка­те «Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная»). Сни­мал­ся так­же в филь­мах: «Та­туи­ро­ван­ная ро­за», «Мо­ло­дые ди­ка­ри», «Пти­це­лов из Аль­кат­ра­са» (пр. Мкф в Ве­не­ции), «По­езд», «Про­фес­сио­на­лы», «Аэ­ро­порт», «Че­ло­век по­лу­но­чи» (Л. – ре­жис­сёр совм. с Р. Киб­би), «Буф­фа­ло Билл и ин­дей­цы», «Ат­лан­тик-си­ти», «Шку­ра», «Ме­ст­ный ге­рой», «Уик-энд Ос­тер­ма­на», «Кру­тые пар­ни», «Тер­рор на бор­ту» и др.

Лит.: Кар­це­ва Е. Н. Б. Лан­ка­стер. М., 1983; Hunter A. B. Lancaster: the man and his mo­vies. Edinburgh, 1984; Buford K. B. Lancas­ter: an American life. L., 2000.

Вернуться к началу