КУ́ТИЯТТА́М
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́ТИЯТТА́М, вид инд. театра, продолжающий традицию лит. санскр. драмы и «Натьяшастры». Возник в древности; распространён в штате Керала. Практиковался только на территории храмов в специально построенных театральных зданиях (куттамбалам) двумя брахманскими кланами: чакьяров (исполнители мужских ролей) и намбьяров (женщины – певицы и актрисы; мужчины – музыканты). Репертуар состоит из 20 пьес: 13 приписываются Бхасе (4 в.), 2 сочинены царём Кулашекхарой Варманом (10–11 вв.), по 1 – царём Харшей (7 в.), царём Махендравикрамой из династии Паллавов (7 в.), Шактибрадрой (7 в.), Нилакантхой (8 в.) и Баудхаяной (8 в.).
Ныне существующая разновидность К. возникла на рубеже 10–11 вв. в результате реформы царя Кулашекхары Вармана и придворного брахмана Толана. В ней исполняется не вся драма, а отд. акт, представление которого растягивается до 1,5 мес. Спектаклю предшествует освящение сцены, инициирование актёров (повязывание лба красной тканью) и костюмировка с нанесением грима. Зелёный грим с ярко-алыми губами, подведёнными чёрным глазами и бровями, укреплённым на носу белым шариком и обрамлением нижней части лица отмечает богов и благородных героев. Красный цвет используется для героич. и земных персонажей. В гриме отрицательных героев, наделённых благородными чертами, сочетаются оба цвета. Чёрный грим с красными губами и белыми акцентами на лице характерен для демонич. героев. Некоторые персонажи имеют бороду – красного цвета, если герой эгоцентричен, и белого, если способен к самопожертвованию. В глаза вкладывается сухое зёрнышко сем. паслёновых, придающее белкам красный оттенок. Мужской костюм состоит из красно-чёрного полосатого жакета, юбки, украшенной по кромке красно-чёрной полосой, складчатого пояса с оборками сзади, шарфа с лотосовидными розетками, браслетов, цветочных гирлянд, ожерелий и нагрудных украшений. Женский костюм аналогичен, но вместо жакета надевается красная кофта с короткими рукавами. Важную роль играет головной убор: у мужчин – конусообразная корона, за которой укреплён круглый диск, символизирующий божественное сияние; в женских коронах диски отсутствуют. В оркестр входят барабаны (мижаву, итакка), ручные тарелочки, раковина-труба и длинная труба.
Для К. чрезвычайно важна синхронизация движений актёра и муз. ритма. Тип муз. сопровождения определяют ударные, стихающие лишь на время звучания сценич. речи. Спектакль состоит из четырёх частей: пурваранги, являющейся сокращённым вариантом одноим. ритуала «Натьяшастры»; нирваханы, по ходу которой брахман-шут (видушака) в импровизированном монологе (длящемся до 40 дней) в обратном порядке описывает предшествовавшие началу драмы события, дополняя их преданиями из эпоса и пуран, критикой значимых лиц и негативных явлений в жизни местных общин; собственно К., где разыгрывается текст лит. авторской драмы; заключит. ритуальной церемонии мутияккитта. Каждая реплика обыгрывается актёрами 4 раза. Вначале актёр произносит её в полной тишине; затем воссоздаёт её смысл с помощью жестов, без слов, но под музыку; далее повторяет текст ещё раз, без музыки, дублируя его содержание жестами (на этом этапе участвует видушака, который переводит реплику с санскрита или пракрита на местный яз. малаялам и добавляет свои комментарии). В 4-й раз та же реплика разыгрывается в сюжетной пантомиме: актёр ещё раз пересказывает стихи, транслирует реплику в пластике, затем развивает её содержание в пантомимич. импровизации, нередко длящейся неск. часов. Остальные действующие лица ждут окончания импровизации на сцене или уходят в гримёрную, что придаёт спектаклю характер чередования отд. сольных выступлений.
Со 2-й пол. 20 в. К. представляется не только в храмах, но и в 3 учебных центрах: Каламандалам в Тричуре (основан в 1930), Марги в Тривандраме (1981) и Натана Кайрали в Иринджалакуде (1970-е гг.). Среди наиболее известных исполнителей: актёры из семей Амманнур, Черийя, Мани и актрисы из семей Кочампилли, Виллуаттам, Эданаду.