КАНЪА́МИ КИЁЦУГУ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНЪА́МИ (Каннами) Киёцугу (наст. имя и фам. Миёмару Юдзаки) (1333, предположительно пров. Ига – 1384, пров. Суруга, ныне префектура Сидзуока), япон. театральный деятель, актёр, драматург и теоретик сценич. иск-ва, создатель япон. традиц. театра но и актёрского дома (школы) Кандзэ (Кандзэрю). Из семьи самурая. Был отдан по обету в храм на обучение актёрскому мастерству. Возглавлял одну из прославленных трупп бродячих актёров под назв. Юдзакидза (Юдзаки – название деревни, дза – цех, труппа), которая часто выступала в Киото, с 1374 под покровительством сёгуна Асикага Ёсимицу. Родоначальник япон. авторской драмы, с которой связано возникновение театра но. Автор 8 пьес, в т. ч. «Мацукадзэ», «Дзинэн кодзи», «Сотоба Комати», «Эгути». Сюжеты для своих драм К. (как и все последующие драматурги) брал из мифологии, фольклора, воинских сказов, известных лит. памятников. К. радикально реформировал эстетику спектакля и технику игры. Ввёл в театральный обиход принципы мономанэ (подражание) и югэн (сокровенная красота), требовал от актёров подчинять подражание идеалу красоты и изысканности. Первым включил в спектакль новые ритмы – кусэ-но маи (песенный танец) и танцы из ритуалов урожая Дэнгаку (полевые игры). Признанный актёр, много выступал в провинции на храмовых праздниках.
Театр но получил законченные формы в результате деятельности сына К. – Дзэами (Сэами) Мотокиё (наст. имя Онияся) (1363–1443), актёра, драматурга, теоретика сценич. иск-ва. В 36 лет получил артистич. имя Дабуцу Дзэами (исправляющий и ублажающий мир магический будда). После смерти отца возглавил труппу. В 1422 постригся в монахи. В 1433 сослан на о. Садо, где находился до 74 лет. Создатель учения о ремесле актёра, изложенного в 24 трактатах (впервые опубл. в 1909, принесли автору всемирную славу). Гл. трактат – «Фуси кадэн» («Предание о цветке стиля», 1400–18) переведён на осн. европ. языки (в т. ч. на русский). Автор более 100 пьес, многие из которых составляют основу репертуара театра но рубежа 20–21 вв. («Ацумори», «Такасаго», «Идзуцу» и др.).