ДОРО́НИНА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОРО́НИНА Татьяна Васильевна (р. 12.9.1933, Ленинград), рос. актриса, режиссёр, нар. арт. СССР (1981). В 1956 окончила Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского). В 1956 работала в Волгоградском областном театре, в 1956–59 в Ленингр. театре им. Ленинского комсомола (Женька Шульженко – «Фабричная девчонка» А. М. Володина, Оксана – «Город на заре» А. Н. Арбузова, Леночка – «В поисках радости» В. С. Розова, Вавка – «Маленькая студентка» Н. Ф. Погодина, Ольга – «Обломов» по И. А. Гончарову). В 1959–66 в БДТ. Событием театральной жизни стала роль Надежды Монаховой («Варвары» М. Горького). Стихийная сила и подлинность страсти, властная красота при внутр. незащищённости – осн. черты персонажей Д., чья индивидуальность во многом определила стилистику театра Г. А. Товстоногова. В образах современниц (Надежда – «Моя старшая сестра» Володина, Наташа – «Ещё раз про любовь» Э. С. Радзинского) Д. вывела на отеч. сцену новую героиню – истинно женственную и непреклонную, самоотверженную и требовательную. Среди ролей: Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Лушка («Поднятая целина» по М. А. Шолохову), Настасья Филипповна («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Валентина («Иркутская история» Арбузова), Маша («Три сестры» А. П. Чехова), Лоллия [«Римская комедия» («Дион») Л. Г. Зорина]. В 1966–72 и 1983–87 (до разделения театра) в труппе МХАТа им. М. Горького: Грушенька («Братья Карамазовы» по Достоевскому), Глебова («Ночная исповедь» Арбузова), Настя («На дне» Горького), Ирина Николаевна («О женщине» Радзинского), Маша («Три сестры»), Дульсинея («Дульсинея Тобосская» Володина), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Она («Скамейка» А. И. Гельмана). В 1972–83 в Моск. театре им. Вл. Маяковского, где выступала в ролях широкого диапазона: простолюдинка Альдонса в мюзикле («Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дериона, муз. М. Ли), королевы Елизавета Английская и Мария Шотландская («Да здравствует королева, виват!» Р. Болта), воровка Соня («Аристократы» Погодина), эксцентричная Подруга матери («Она в отсутствии любви и смерти» Радзинского). Среди др. ролей: Аркадина («Чайка» Чехова), Ксантиппа («Беседы с Сократом» Радзинского), Маргарет («Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса). С 1987 (после разделения МХАТа) худ. рук. и актриса МХАТа им. М. Горького: Она («Старая актриса на роль жены Достоевского» Радзинского), леди Макбет («Макбет» У. Шекспира), Раневская («Вишнёвый сад» Чехова), Софья, Васса Железнова («Зыковы», «Васса Железнова» М. Горького). Поставила спектакли: «Зойкина квартира» (1989, сыграла Зою Денисовну Пельц), «Вьё Карре» Уильямса (1990), «Полоумный Журден» и «Белая гвардия» М. А. Булгакова (оба 1991), «Мадам Александра» по пьесе «Коломба» Ж. Ануя (1993, сыграла мадам Александру), «Лес» (1993, сыграла Гурмыжскую) и «Доходное место» А. Н. Островского (1994), «Дама-невидимка» П. Кальдерона де ла Барки (1996), «Без вины виноватые» Островского (2000, сыграла Кручинину), «Прощание в июне» А. В. Вампилова (2004), «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва (2006) и др. Под рук. Д. было осуществлено возобновление спектаклей «На дне» Горького (1987; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 1902) и «Три сестры» Чехова (1987 и 1998; постановка Немировича-Данченко, Н. Н. Литовцевой и И. М. Раевского, 1940). Играла в др. театрах (Аэлита – «Приятная женщина с цветком и окнами на север» Радзинского, Театр эстрады; Михалёва – «Спортивные сцены 1981 года» Радзинского, Моск. театр им. М. Н. Ермоловой; Настёна – «Живи и помни» по В. Г. Распутину, моск. театр «Сфера»). В кино с 1956: Зоя («Первый эшелон»), Полина («Рабочий посёлок»), Нина («Перекличка»), Надя («Старшая сестра»), Нюра («Три тополя на Плющихе»), Наташа («Ещё раз про любовь»), Шура («Мачеха»), т/ф «Ольга Сергеевна» и др.