Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУТЬЕ́РРЕС АЛЕ́А

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 192

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Т. Гутьеррес Алеа. Кадр из фильма «Рассказы о революции» (1960).

ГУТЬЕ́РРЕС АЛЕ́А (Gutiérrez Alea) То­мас (11.12.1928, Га­ва­на – 16.4.1996, там же), ку­бин. ре­жис­сёр. Окон­чил юри­дич. ф-т Га­ван­ско­го ун-та (1951). В 1951–53 изу­чал ки­но­ре­жис­су­ру в Экс­пе­рим. цен­тре ки­не­ма­то­гра­фии (Рим). С кон. 1940-х гг. сни­мал хро­ни­каль­ные сю­же­ты, юмо­ри­стич. ко­рот­ко­мет­раж­ные филь­мы и др. При­ни­мал уча­стие в по­ста­нов­ке до­ку­мен­таль­но­го филь­ма о ку­бин. уголь­щи­ках «Эль Ме­га­но» (1955, кон­фи­ско­ван по­ли­ци­ей ре­жи­ма Ф. Ба­ти­сты). В 1956–1958 сни­мал ре­пор­та­жи для рек­лам­но­го ж. «Cine-Revista». Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ку­бин. ки­не­ма­то­гра­фии по­сле Ку­бин­ской ре­во­лю­ции. Был в чис­ле ор­га­ни­за­то­ров от­де­ла ки­но при управ­ле­нии куль­ту­ры Пов­станч. ар­мии и Ку­бин. ин-та ки­но­ис­кус­ст­ва и ки­но­про­мыш­лен­но­сти (1959). В пер­вом пол­но­мет­раж­ном иг­ро­вом филь­ме Г. А. – нар. эпо­пее «Рас­ска­зы о ре­во­люции» (1960, пр. Мкф в Мо­ск­ве) – за­мет­но влия­ние итал. нео­реа­лиз­ма. Са­ти­рич. взгляд на про­бле­мы по­стре­во­лю­ци­он­ной Ку­бы от­ра­зи­ли ко­ме­дии «Две­на­дцать стуль­ев» (1962, по мо­ти­вам од­но­им. ро­ма­на Иль­фа и Пет­ро­ва) и «Смерть бю­ро­кра­та» (1966, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). Важ­ной ве­хой в твор­че­ст­ве Г. А. ста­ла пси­хо­ло­гич. дра­ма «Вос­по­ми­на­ния об от­ста­ло­сти» (1968, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри и др.). К ис­то­рич. те­ма­ти­ке в фор­ме фи­лос. прит­чи ре­жис­сёр об­ра­тил­ся в филь­мах «Ку­бин­ское сра­же­ние про­тив де­мо­нов» (1971), «Тай­ная ве­че­ря» (1976). Эман­си­па­ция жен­щи­ны и гражд. по­зи­ция ху­дож­ни­ка в совр. ми­ре – центр. те­мы ф. «До оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни» (1984). Ши­ро­кий ме­ж­ду­нар. ре­зо­нанс вы­зва­ли за­тра­ги­ваю­щие про­бле­мы совр. мо­ра­ли филь­мы «Клуб­нич­ное и шо­ко­лад­ное» (1993, пр. Мкф в Бер­ли­не) и «Гван­та­на­ме­ра» (1995).

Соч.: Dialéctica del espectador. La Habana, 1982.

Лит.: Fornet A. Alea, una retrospectiva critica. La Habana, 1987; Бы­ко­ва И. Жизнь и филь­мы Т. Гуть­ер­ре­са Алеа // Ла­тин­ская Аме­ри­ка. 1988. № 5; Вет­ро­ва Т. Т. Гуть­ер­рес Алеа: сме­лость но­ва­то­ра, муд­рость мас­те­ра // Эк­ран 90. Сб. М., 1990; она же. «Клуб­нич­ное и шо­ко­лад­ное» // Ки­но­сен­са­ции: филь­мы, лю­ди, со­бы­тия. М., 1996; Evora J. A. T. Gutiér­rez Alea. Madrid, 1996.

Вернуться к началу