ГУТЬЕ́РРЕС АЛЕ́А
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУТЬЕ́РРЕС АЛЕ́А (Gutiérrez Alea) Томас (11.12.1928, Гавана – 16.4.1996, там же), кубин. режиссёр. Окончил юридич. ф-т Гаванского ун-та (1951). В 1951–53 изучал кинорежиссуру в Эксперим. центре кинематографии (Рим). С кон. 1940-х гг. снимал хроникальные сюжеты, юмористич. короткометражные фильмы и др. Принимал участие в постановке документального фильма о кубин. угольщиках «Эль Мегано» (1955, конфискован полицией режима Ф. Батисты). В 1956–1958 снимал репортажи для рекламного ж. «Cine-Revista». Один из основоположников кубин. кинематографии после Кубинской революции. Был в числе организаторов отдела кино при управлении культуры Повстанч. армии и Кубин. ин-та киноискусства и кинопромышленности (1959). В первом полнометражном игровом фильме Г. А. – нар. эпопее «Рассказы о революции» (1960, пр. Мкф в Москве) – заметно влияние итал. неореализма. Сатирич. взгляд на проблемы постреволюционной Кубы отразили комедии «Двенадцать стульев» (1962, по мотивам одноим. романа Ильфа и Петрова) и «Смерть бюрократа» (1966, пр. Мкф в Карлови-Вари). Важной вехой в творчестве Г. А. стала психологич. драма «Воспоминания об отсталости» (1968, пр. Мкф в Карлови-Вари и др.). К историч. тематике в форме филос. притчи режиссёр обратился в фильмах «Кубинское сражение против демонов» (1971), «Тайная вечеря» (1976). Эмансипация женщины и гражд. позиция художника в совр. мире – центр. темы ф. «До определённой степени» (1984). Широкий междунар. резонанс вызвали затрагивающие проблемы совр. морали фильмы «Клубничное и шоколадное» (1993, пр. Мкф в Берлине) и «Гвантанамера» (1995).