Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́РЧЕНКО ЛЮДМИЛА МАРКОВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. М. Зоркая
Л. М. Гурченко в телефильме «Соломенная шляпка». 1974.

ГУ́РЧЕНКО Люд­ми­ла Мар­ков­на (12.11.1935, Харь­ков – 30.3.2011, Москва), рос. ак­три­са, нар. арт. СССР (1983). В 1958 окон­чи­ла ак­тёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская С. А. Ге­ра­си­мо­ва и Т. Ф. Ма­ка­ро­вой). В 1956 с боль­шим ус­пе­хом вы­сту­пи­ла в ф. «Кар­на­валь­ная ночь» Э. А. Ря­за­но­ва, про­явив тем­пе­ра­мент эс­т­рад­ной ак­три­сы, му­зы­каль­ность, во­каль­ные дан­ные. Ра­бо­та­ла в Те­ат­ре-сту­дии ки­но­ак­тё­ра (до 1964), в те­ат­ре «Со­вре­мен­ник» (1964–66), в Гос­кон­цер­те (1966–69). Сни­ма­лась в муз. ко­ме­ди­ях, филь­мах-опе­рет­тах («Де­вуш­ка с ги­та­рой», «Ма­ма», те­ле­филь­мы «Та­бач­ный ка­пи­тан», «Со­ло­мен­ная шляп­ка», «Не­бес­ные лас­точ­ки»). Од­но­вре­мен­но фор­ми­ро­вал­ся дра­ма­тич. та­лант Г. как мас­те­ра пси­хо­ло­гич. порт­ре­та («Бал­тий­ское не­бо», «Ра­бо­чий по­сё­лок»). Пе­ре­лом­ной в её твор­че­ст­ве ста­ла роль ди­рек­то­ра фаб­ри­ки Ан­ны Ге­ор­ги­ев­ны в ф. «Ста­рые сте­ны» В. И. Тре­гу­бо­ви­ча (Гос. пр. РСФСР, 1976). Здесь рас­кры­лось уме­ние Г. в не­по­вто­ри­мом ха­рак­те­ре пе­ре­дать чер­ты под­лин­но на­род­но­го жен­ско­го ти­па. В ге­рои­нях Г. цель­ность щед­ро ода­рён­ной на­ту­ры, са­мо­стоя­тель­ность, стой­кость со­че­та­ют­ся с мяг­кой жен­ст­вен­но­стью, ду­шев­ной чис­то­той, че­ло­веч­но­стью («Два­дцать дней без вой­ны», «Об­рат­ная связь», «Вто­рая по­пыт­ка Вик­то­ра Кро­хи­на», «Си­би­риа­да», «Пять ве­че­ров», «Во­кзал для дво­их»). Ар­ти­стизм, юмор, тон­кость ню­ан­си­ров­ки, изящ­ная, чуть иро­нич­ная и дра­ма­ти­че­ски от­кры­тая ма­не­ра иг­ры про­яв­ля­ют­ся как в цен­траль­ных «мо­норо­лях», так и в мет­ких за­ри­сов­ках ха­рак­те­ров в не­боль­ших ра­бо­тах («Лю­би­мая жен­щи­на ме­ха­ни­ка Гав­ри­ло­ва», «Днев­ник ди­рек­то­ра шко­лы», «Иде­аль­ный муж», «Ре­цепт её мо­ло­до­сти», «Ап­ло­дис­мен­ты, ап­ло­дис­мен­ты…», «Лю­бовь и го­лу­би», «Про­хин­диа­да, или Бег на мес­те», «Ста­рые кля­чи», те­ле­филь­мы «Про­щаль­ные га­ст­ро­ли», «От­пуск за свой счёт», «Бе­лые оде­ж­ды», «По­слу­шай, Фел­ли­ни!..»). Поставила ф. «Пёстрые сумерки» (2010). Ра­бо­та­ла на ТВ («Ост­ро­ва в океа­не» по Э. Хе­мин­гу­эю, реж. А. В. Эф­рос; «Пес­ни вой­ны», «Лю­би­мые пес­ни» и др.). С 1990-х гг. уча­ст­вовала в ан­тре­при­зах («А чой-то ты во фра­ке?» по «Пред­ло­же­нию» А. П. Че­хо­ва – моск. те­атр «Шко­ла со­вре­мен­ной пье­сы»; «По­за эмиг­ран­та» Г. Слуц­ки, «Не­до­ся­гае­мая» С. Мо­эма – Те­атр Ан­то­на Че­хо­ва; «По­ле бит­вы по­сле по­бе­ды при­над­ле­жит ма­ро­дё­рам» Э. С. Рад­зин­ско­го – Моск. те­атр са­ти­ры; «Мад­лен, спо­кой­но!» В. В. Ас­ла­но­вой, «Слу­чай­ное сча­стье ми­ли­цио­не­ра Пеш­ки­на» И. В. Лы­со­ва – Творч. объ­е­ди­не­ние «Ду­эт»). Вы­сту­пала на эс­т­ра­де, за­пи­сы­ва­ла сбор­ни­ки пе­сен на ком­пакт-дис­ки. В 2003 соз­дан Му­зы­каль­но-те­ат­раль­ный центр Люд­ми­лы Гур­чен­ко. Г. посвящена пьеса «Людмила Гурченко Живая» М. И. Волохова (2013).

Пр. «Ника» «за честь и достоинство» (2010). Гос. пр. РФ (1994). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2010), 3-й (2005) и 4-й (2000) степеней.

Соч.: Мое взрос­лое дет­ст­во. М., 1982; Ап­ло­дис­мен­ты. М., 1996; Лю­ся, стоп! М., 2002.

Лит.: Кап­ра­ло­ва И. Л. Гур­чен­ко. М., 1972; Греб­нев А. Л. Гур­чен­ко. М., 1977; Ки­чин В. Л. Гур­чен­ко. М., 1988; он же. Л. Гурченко. Танцующая в пустоте. М., 2013; Бенуа С. Л. Гурченко. Я – актриса. М., 2016.

Вернуться к началу