Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕССО́Н РОБЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 194

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БРЕССО́Н (Bresson) Ро­бер (25.9.1901, Бро­мон-Ла­мот, деп-т Пюи-де-Дом – 18.12.1999, Па­риж), франц. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист. Один из ли­де­ров ев­роп. ав­тор­ско­го ки­но. По­лу­чил лит. и фи­лос. об­ра­зо­ва­ние, про­фес­сио­наль­но за­ни­мал­ся жи­во­пи­сью. В 1934 де­бю­ти­ро­вал ф. «Де­ла об­ще­ст­вен­ные». Уже в пер­вых зна­чит. ра­бо­тах про­яви­лось стрем­ле­ние к уг­луб­лён­но-фи­ло­со­фич­но­му ана­ли­зу нрав­ст­вен­ных кол­ли­зий: «Ан­ге­лы гре­ха» (1943), «Да­мы Бу­лон­ско­го ле­са» (1945, сце­на­рий Ж. Кок­то). Сквоз­ные те­мы Б. – борь­ба до­б­ра и зла, ис­ку­п­ле­ние и на­ка­за­ние. Тя­го­тел к серь­ёз­ной лит. ос­но­ве – от ср.-век. франц. ро­ма­нов до про­из­ве­де­ний Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и Л. Н. Тол­сто­го. За­да­чу ки­но­ис­кус­ст­ва ви­дел в вы­ра­же­нии ме­та­фи­зич., сущ­но­ст­ных сто­рон бы­тия, на­хо­дя­щих лишь опо­сре­до­ван­ное во­пло­ще­ние в ви­ди­мом по­ве­де­нии лю­дей; стре­мил­ся к уп­ро­ще­нию иг­ры ак­тё­ров, рас­смат­ри­вая их как «мо­де­ли» для осу­ще­ст­в­ле­ния ре­жис­сёр­ско­го за­мыс­ла. Изо­бра­зит. сти­ли­сти­ку Б. ха­рак­те­ри­зо­ва­ли ас­ке­тич­ная стро­гость, де­мон­ст­ра­тив­ный от­каз от тра­диц. приё­мов эк­ран­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, в его пред­став­ле­нии свя­зан­ной с те­ат­раль­ны­ми штам­па­ми. Три­ум­фом ста­ла эк­ра­ни­за­ция од­но­им. ро­ма­на Ж. Бер­на­но­са «Днев­ник сель­ско­го свя­щен­ни­ка» (1950, пр. Мкф в Ве­не­ции и др.). Сре­ди зна­чит. филь­мов Б. так­же: «При­го­во­рён­ный к смер­ти бе­жал» (1956, пр. Мкф в Кан­не), «Кар­ман­ник» (1959), «Про­цесс Жан­ны д’Арк» (1962, пр. Мкф в Кан­не), «Нау­да­чу, Баль­та­зар» (1966), «Му­шет­та» (1967, пр. Мкф в Кан­не), «Крот­кая» (1969, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не), «Лан­се­лот Озёр­ный» (1974, пр. Мкф в Кан­не), «Ве­ро­ят­но, дья­вол» (1977, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «День­ги» (1983, Боль­шая пр. за твор­че­ст­во Мкф в Кан­не). Вы­сту­пал как сце­на­рист сво­их филь­мов.

Соч.: Notes sur le cinématographe. P., 1975.

Лит.: Бо­жо­вич В. Со­вре­мен­ные за­пад­ные ки­но­ре­жис­се­ры. М., 1972; Estève M. R. Bres­son. P., 1983; Arnaud P. R. Bresson. P., 1986; Sémolué J. Bresson, ou l’acte des mé­ta­mor­phoses. P., 1993.

Вернуться к началу