Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АОМЫ́НЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 101

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Самбурова

АОМЫ́НЬ (Ма­као), тер­ри­то­рия в Вост. Азии, осо­бый адм. рай­он Ки­тая. Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Юж­но-Ки­тай­ско­го м., в устье р. Сиц­зян; вклю­ча­ет п-ов Аомынь, ост­ро­ва Хань­цзы­дао (Тай­па), Цзюа­дао (Ко­лоа­не). Пл. ок. 25 км2. Нас. 482,5 тыс. чел. (2005), в т. ч. 95% – ки­тай­цы, 3% – пор­ту­галь­цы. Религ. со­став: буд­ди­сты – 45%, ка­то­ли­ки – 7%; про­те­стан­ты – 1% (пре­сви­те­ри­а­не и бап­ти­сты), имеется так­же несколько об­щин Сви­де­те­лей Ие­го­вы и мор­мо­нов. Ок. 46% нас. за­яв­ля­ют, что не ис­по­ве­ду­ют ни­ка­кой ре­ли­гии. Адм. центр – г. Ао­мынь. Де­неж­ная еди­ни­ца – па­та­ка. Офиц. язы­ки – пор­ту­галь­ский и ки­тай­ский.

Аомынь. Панорама города.

Тер­ри­то­рия А. с древ­них вре­мён бы­ла за­се­ле­на ки­тай­ца­ми и со­став­ля­ла часть Кит. им­пе­рии. В нач. 16 в. у бе­ре­гов А. впер­вые поя­ви­лись пор­туг. ко­раб­ли, в 1557 пор­туг. куп­цы с раз­ре­ше­ния кит. вла­стей ос­но­ва­ли в А. на пра­вах арен­ды ук­ре­п­лён­ную фак­то­рию. Вслед за тор­гов­ца­ми на по­лу­ост­ров уст­ре­ми­лись ие­зуи­ты, ко­то­рые не толь­ко за­ни­ма­лись миссионерской дея­тель­но­стью, но и под­клю­чи­лись к при­быль­ной тор­гов­ле шёл­ком. Ис­поль­зо­вал­ся А. пор­ту­галь­ца­ми и как ме­сто ссыл­ки (во 2-й пол. 1550-х гг. здесь не­ко­то­рое вре­мя от­бы­вал на­ка­за­ние Л. Ка­мо­энс). Вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем Ки­тая по­сле анг­ло-ки­тай­ской вой­ны 1840–42, пор­ту­галь­цы пре­кра­ти­ли с 1848 пла­тить кит. пра­ви­тель­ст­ву аренд­ную пла­ту и пре­вра­ти­ли А. в свою ко­ло­нию. В 1941–1945 А. был ок­ку­пи­ро­ван япон­ца­ми, в 1951 по­лу­чил ста­тус «за­мор­ской про­вин­ции Пор­ту­га­лии». В 1987 КНР и Пор­ту­га­лия под­пи­са­ли со­гла­ше­ние о пе­ре­хо­де А. (Ма­као) под кит. су­ве­ре­ни­тет с кон. 1999. Кит. пра­ви­тель­ст­во про­во­дит в А., как и в Гон­кон­ге, по­ли­ти­ку «од­на стра­на – две сис­те­мы», по­зво­ляю­щую по­сте­пен­но ин­тег­ри­ро­вать эко­но­ми­ку А. в об­ще­нац. эко­но­мич. про­стран­ст­во.

ВВП 7,9 млрд. долл. (на ду­шу на­се­ле­ния – 17,8 тыс. долл.; 2003). 87% ВВП соз­да­ёт­ся в сфе­ре ус­луг, 12% – в пром-сти, 1% – в с. х-ве. С нач. 1980-х гг. ха­рак­тер­ны вы­со­кие тем­пы при­рос­та ВВП, что обу­слов­ле­но вы­год­ным гео­гра­фич. по­ло­же­ни­ем, бла­го­при­ят­ны­ми ус­ло­вия­ми ве­де­ния тор­гов­ли и раз­ви­тия экс­пор­тно ­ори­ен­ти­ро­ван­ных про­из­водств, от­сут­ст­ви­ем та­ри­фов на экс­порт­но-им­порт­ные опе­ра­ции и низ­ким уров­нем на­ло­го­об­ло­же­ния (не бо­лее 15% от об­щей при­бы­ли). В 2003 тем­пы при­рос­та ВВП со­ста­ви­ли 15,6%, уро­вень ин­фля­ции – 1,6%. В эко­но­ми­ке за­ня­то св. 62,3% на­се­ле­ния А. (в т. ч. в пром-сти – 18,3%, в управ­ле­нии и сфе­ре ус­луг, вклю­чая игор­ный биз­нес, – 29,5%, в тор­гов­ле, гос­ти­нич­ном и рес­то­ран­ном биз­не­се – 27%, в фи­нан­со­вой сфе­ре – 8,9%, в строи­тель­ст­ве – 8%, в транс­пор­те и свя­зи – 7%, в с. х-ве и др. от­рас­лях – 1,3%; 2003). Уро­вень без­ра­бо­ти­цы сни­жа­ет­ся: 6% в 2003, 4,9% во 2-м квар­та­ле 2004. Ве­ду­щие от­рас­ли эко­но­ми­ки – ту­ризм, про­из-во тек­стиль­ных то­ва­ров, бы­то­вой элек­тро­ни­ки, оп­ти­ки, иг­ру­шек. Раз­вит игор­ный биз­нес, ко­то­рый при­вле­ка­ет боль­шое чис­ло ту­ри­стов (ок. 12 млн. чел., из них из Ки­тая 48%, Сян­га­на 39% и Тай­ва­ня 9%; 2003) и да­ёт св. 1/3 по­сту­п­ле­ний в бюд­жет (до­хо­ды от игор­но­го биз­не­са со­ста­ви­ли 3,7 млрд. долл., пря­мые на­ло­ги – 1,3 млрд. долл.; 2003).

А. – один из осн. оф­шор­ных фи­нан­со­вых цен­тров Азии. Ли­бе­раль­ное ва­лют­ное за­ко­но­да­тель­ст­во А. спо­соб­ст­ву­ет сво­бод­но­му об­ра­ще­нию ка­пи­та­ла и по­зво­ля­ет вес­ти при­быль­ные опе­ра­ции по об­ме­ну ва­лю­ты; в А. дей­ст­ву­ет бо­лее 20 бан­ков, в т. ч. от­де­ле­ния круп­ней­ших ме­ж­ду­нар. бан­ков, св. 20 стра­хо­вых ком­па­ний.

В адм. цен­тре А. – уни­вер­си­тет (с 1991), По­ли­тех­нич. ин-т (с 1991), Ази­ат­ский ме­ж­ду­нар. от­кры­тый ун-т, Ин-т ту­риз­ма, Ча­ст­ный ун-т нау­ки и тех­но­ло­гии. Сре­ди гл. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей А. – храм Ама (16 в.), Ао­мынь­ский му­зей, мно­го­числ. са­ды и пар­ки.

Же­лез­ных до­рог нет. П-ов Ао­мынь и ост­ро­ва Хань­цзы­дао и Цзю­а­дао со­еди­не­ны мос­та­ми. Дли­на ав­то­до­рог 345,2 км (2003). Мор­ской порт (на п-ове Ао­мынь), ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (на о. Хань­цзы­дао).

Объ­ём экс­пор­та 2569 млн. долл., им­пор­та – 2742 млн. долл. (2003). То­вар­ная струк­ту­ра экс­пор­та пред­став­ле­на го­то­вой про­дук­ци­ей, в ко­то­рой пре­об­ла­да­ют тек­стиль и оде­ж­да (83%); из А. вы­во­зят так­же обувь, элек­тро­ни­ку, фар­фор, иг­руш­ки, хи­мич. про­дук­цию, из­де­лия кус­тар­ных про­мы­слов. Осн. ста­тьи им­пор­та – сы­рьё и по­лу­фаб­ри­ка­ты (41%), по­тре­би­тель­ские то­ва­ры (34%), ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние (14%), то­п­ли­во (7%). Гл. тор­го­вые парт­нё­ры – США (54% экс­пор­та, 4% им­пор­та), Ки­тай (15% экс­пор­та, 43% им­пор­та), стра­ны ЕС (25% экс­пор­та, 12% им­пор­та), Сян­ган (6% экс­пор­та, 12% им­пор­та).

Лит.: Ed­monds R. L., Yee H. S. Macau: From Por­tugese autono­mous ter­ri­tory to Chi­nese spe­cial ad­min­is­tra­tive re­gion // China Quar­terly. 1999. № 160. P. 801–817; Por­ter J. Macau, the imagi­nary city: cul­ture and so­ci­ety, 1557 to the pre­sent. Boul­der, 2000.

Вернуться к началу