Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Принципы федерализма

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Прин­ци­пы фе­де­ра­лиз­ма

В со­ста­ве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (РФ) – 85 субъ­ек­тов: 22 рес­пуб­ли­ки, 9 кра­ёв, 46 об­лас­тей, 3 го­ро­да фе­де­раль­но­го зна­че­ния (Мо­ск­ва, Санкт-Пе­тер­бург и Севастополь), 1 ав­то­ном­ная об­ласть, 4 ав­то­ном­ных ок­ру­га. Слож­ность фе­де­ра­тив­ной сис­те­мы от­ра­жает ис­то­ри­че­ские пу­ти фор­ми­ро­ва­ния РФ, со­че­та­ние на­цио­наль­ной и тер­ри­то­ри­аль­ной мо­де­лей.

Кон­сти­ту­ция РФ 1993 яви­лась важ­ным ша­гом в раз­ви­тии фе­де­ра­тив­но­го уст­рой­ст­ва Рос­сии как не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия её по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го един­ст­ва. Вве­дя еди­ное по­ня­тие – субъ­ект Фе­де­ра­ции, Кон­сти­ту­ция под­черк­ну­ла, что все они рав­но­прав­ны, в т. ч. во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми гос. вла­сти. Ос­но­во­по­ла­гаю­щи­ми прин­ци­па­ми фе­де­ра­тив­но­го уст­рой­ст­ва Рос­сии яв­ля­ют­ся: гос. це­ло­ст­ность (Рос­сия – не со­юз го­су­дарств, а еди­ное го­су­дар­ст­во, что обес­пе­чи­ва­ет­ся, в ча­ст­но­сти, гос. единством территории всех её субъектов, ор­га­ни­за­ци­ей гос. вла­сти, вер­хо­вен­ст­вом фе­де­раль­но­го пра­ва, еди­ным гос. язы­ком, еди­ной де­неж­ной еди­ни­цей, еди­ным эко­но­ми­че­ским про­стран­ст­вом и др.), пра­во на­ро­дов на са­мо­оп­ре­де­ле­ние, что осо­бен­но важ­но для мно­го­на­цио­наль­ной стра­ны [соглас­но Кон­сти­ту­ции, на­ро­ды, на­се­ляющие Рос­сию, мо­гут в рам­ках фе­де­раль­ной Кон­сти­ту­ции са­мо­стоя­тель­но из­ме­нять фор­мы сво­его по­ли­тич. уст­рой­ст­ва, но пра­ва вы­хо­да (се­цес­сии) из со­ста­ва Рос­сии не име­ют]. Субъ­ек­ты Фе­де­ра­ции об­ла­да­ют зна­чи­тель­ной са­мо­стоя­тель­но­стью, в то же вре­мя часть пол­но­мо­чий они осу­ще­ст­в­ля­ют вме­сте с Фе­де­ра­ци­ей (со­вме­ст­ное ве­де­ние), а дру­гие со­став­ля­ют ис­клю­чи­тель­ную ком­пе­тен­цию фе­де­раль­ной вла­сти. Из­вест­ная асим­мет­рич­ность фе­де­ра­тив­но­го уст­рой­ст­ва вы­ра­зи­лась в том, что рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве Фе­де­ра­ции рас­смат­ри­ва­ют­ся как го­су­дар­ст­ва и име­ют свои кон­сти­ту­ции, ос­таль­ные субъ­ек­ты Фе­де­ра­ции кон­сти­ту­ций не име­ют, они при­ни­ма­ют свои ус­та­вы, но, как и рес­пуб­ли­ки, име­ют соб­ст­вен­ное за­ко­но­датель­ст­во.

Пра­ви­ла для раз­ре­ше­ния про­ти­во­речий ме­ж­ду фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом и за­ко­но­да­тель­ст­вом субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции ус­та­нав­ли­ва­ет фе­де­раль­ное кол­ли­зи­он­ное пра­во. Все спо­ры о ком­пе­тен­ции ме­ж­ду ор­га­на­ми гос. вла­сти Фе­де­ра­ции и ор­га­на­ми гос. вла­сти её субъ­ек­тов ре­ша­ет Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ.

Вернуться к началу