Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕПЕШИ́НСКАЯ ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
О. В. Лепешинская. Портрет работы А. М. Герасимова. 1939. Третьяковская галерея (Москва).

ЛЕПЕШИ́НСКАЯ Оль­га Ва­силь­ев­на [15(28).9.1916, Ки­ев – 20.12.2008, Мо­ск­ва], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1951). В 1933, бу­ду­чи уче­ни­цей Моск. ба­лет­но­го тех­ни­ку­ма, де­бю­ти­ро­ва­ла на сце­не Боль­шо­го те­ат­ра в пар­тии Феи Дра­же («Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го). В 1933–63 в Боль­шом те­ат­ре. Со­труд­ни­ча­ла со все­ми ве­ду­щи­ми хо­рео­гра­фа­ми сво­его вре­ме­ни: Ф. В. Ло­пу­хо­вым (Зи­на – «Свет­лый ру­чей» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча), И. А. Мои­сее­вым (Су­ок – «Три тол­стя­ка» В. А. Оран­ско­го, пер­вое ис­пол­не­ние), Р. В. За­ха­ро­вым (Ок­са­на – «Та­рас Буль­ба» В. П. Со­ловь­ё­ва-Се­до­го; Зо­луш­ка – «Зо­луш­ка» С. С. Про­кофь­е­ва, пер­вое ис­пол­не­ние, Гос. пр. СССР, 1946), В. И. Вай­но­не­ном (Ми­ран­до­ли­на – «Ми­ран­до­ли­на» С. Н. Ва­си­лен­ко; Жан­на – «Пла­мя Па­ри­жа» Б. В. Асафь­е­ва, Гос. пр. СССР, 1947), Л. М. Лав­ров­ским (Фа­дет­та – «Фа­дет­та» Л. Де­ли­ба), Л. В. Якоб­со­ном (хо­рео­гра­фич. ми­ниа­тю­ры «Охот­ник и пти­ца» на муз. Э. Гри­га, «Сле­пая» на муз. М. Пон­са и Я. Хей­фе­ца) и др. Так­же пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца пар­тии Свет­ла­ны в од­но­им. ба­ле­те Д. Л. Кле­ба­но­ва. Бра­вур­ный, тем­пе­ра­мент­ный та­нец Л. был ос­но­ван на не имев­шей в своё вре­мя ана­ло­гов вир­ту­оз­ной тех­ни­ке, от­кры­той эмо­цио­наль­но­сти и де­таль­ной ак­тёр­ской про­ра­бот­ке ро­ли. Ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в во­пло­ще­нии ба­лет­ной пуш­ки­ниа­ны (По­ли­на и Ли­за Му­ром­ская – «Кав­каз­ский плен­ник» и «Ба­рыш­ня-кре­сть­ян­ка» Асафь­е­ва; Па­ра­ша – «Мед­ный всад­ник» Р. М. Гли­эра; сня­лась в пер­вом отеч. филь­ме-ба­ле­те «Граф Ну­лин» на муз. Асафь­е­ва, 1959). Сре­ди др. пар­тий: Ли­за («Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля), Ки­т­ри («Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са), Сва­ниль­да («Коп­пе­лия» Де­ли­ба), Тао Хоа («Крас­ный мак» Гли­эра, Гос. пр. СССР, 1950). Ве­ла ак­тив­ную кон­церт­ную дея­тель­ность, в т. ч. в го­ды Вел. Отеч. вой­ны в со­ста­ве фрон­то­вых бри­гад. Уй­дя со сце­ны, Л. пре­по­да­ва­ла, пре­им. за ру­бе­жом: в Рим. ака­де­мии тан­ца, Швед. ко­ро­лев­ском ба­ле­те, Ин-те ба­ле­та Венг­рии, а так­же в Мюн­хе­не, Бел­гра­де, Ми­ла­не, Лон­до­не, То­кио и др. го­ро­дах. Бы­ла сре­ди ор­га­ни­за­то­ров ба­лет­ной труп­пы те­ат­ра «Ко­ми­ше опер» (Бер­лин). С 1991 пре­зи­дент Рос. хо­рео­гра­фич. ас­со­циа­ции. Гос. пр. СССР (1941). На­гра­ж­де­на ор­де­нами Ле­ни­на (1971), "За заслуги перед Отечеством" II степени (2006).

Лит.: Боль­шой те­атр СССР. М., 1959; Илу­пи­на А. О. В. Ле­пе­шин­ская // Мас­те­ра Боль­шо­го те­ат­ра. М., 1976; Чер­но­ва Н. Ю. От Гель­цер до Ула­но­вой. М., 1979; Со­ло­дов­ни­ков А. В. О. Ле­пе­шин­ская. М., 1983.

Вернуться к началу