Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛЕСЛА́ВСКИЙ РИЧАРД ВАЛЕНТИНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Р. В. Болеславский. Кадр из фильма «Раскрашенный занавес». 1934.

БОЛЕСЛА́ВСКИЙ (псевд.; наст. имя и фам. Ры­шард Сжед­ниц­кий, Srzednicki) Ри­чард Ва­лен­ти­но­вич (4.2.1889, по др. дан­ным, 1887, Дем­бо­ва-Гу­ра Плоц­кой губ., Поль­ша – 17.1.1937, Лос-Анд­же­лес), рос. и амер. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог. В 1908–19 ак­тёр МХТ: Бе­ля­ев («Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва), Лёв­ка («Miserere» С. С. Юш­ке­ви­ча), Ла­эрт («Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Фаб­ри­цио («Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» К. Голь­до­ни) и др. Один из ли­де­ров 1-й Сту­дии МХТ, где по­ста­вил спек­так­ли: «Ги­бель "На­де­ж­ды"» Г. Хей­ер­ман­са (1913), «Ка­ли­ки пе­ре­хо­жие» В. М. Воль­кен­штей­на (1914). С 1920 за гра­ни­цей. Ра­бо­тал в те­ат­рах Поль­ши. Со­труд­ни­чал с «ка­ча­лов­ской груп­пой» Ху­дож. те­ат­ра в Пра­ге (см. Ка­ча­лов В. И.). При­ни­мал уча­стие в га­ст­ро­лях МХАТ по Аме­ри­ке в 1923. Тогда же в Нью-Йорке ос­но­вал «Америкэн лаборатори тиэтр», ко­то­рый по­ки­нул в 1929. Сре­ди уче­ни­ков Б.: Л. Страс­берг, С. Ад­лер, Ф. Фер­гюс­сон, Х. Клер­мен. Сви­де­тель за­ро­ж­де­ния Ста­ни­слав­ско­го сис­те­мы, про­па­ган­ди­ро­вал её в США. Ещё в 1923 опуб­ли­ко­вал своё из­ло­же­ние сис­те­мы в жур­наль­ном ва­ри­ан­те, в 1933 в Нью-Йор­ке вы­пус­тил кни­гу «Ис­кус­ст­во ак­тё­ра: пер­вые шесть уро­ков» («Acting: the first six lessons»), став­шую те­ат­раль­ной «биб­ли­ей» для мн. по­ко­ле­ний амер. ак­тё­ров. На Брод­вее по­ста­вил спек­так­ли «Три муш­ке­тё­ра» по А. Дю­ма-отцу, «Мак­бет» и «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» Шек­спи­ра (все 1928) и др. В ки­но с 1914, в 1915 де­бю­ти­ро­вал как ки­но­режис­сёр («Три встре­чи», «Ты ещё не уме­ешь лю­бить»). С 1929 в Гол­ли­ву­де. По­ста­вил филь­мы «Рас­пу­тин и им­пе­рат­ри­ца» (1932, с уча­сти­ем Э., Л. и Дж. Бар­ри­мор), «Лю­ди в бе­лом» и «Рас­кра­шен­ный за­на­вес» (оба 1934), «Тео­до­ра в гне­ве» (1936) и др. Умер на съём­ках ф. «Ко­нец мис­сис Чей­ни».

Лит.: Roberts J. W. R. Boleslavsky, his life and work in the theatre. Ann Arbor, 1981.

Вернуться к началу