БРОНЗОВЫЙ ВЕК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 248-252

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Гей

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Хронологические рамки энеолита и бронзового века укладываются в промежуток между 5-м и 1-м тыс. до н.э. В эту эпоху сохраняется опережающее развитие юж. регионов и запаздывание сев. и вост. окраин. На территории России и сопредельных территориях появление первых энеолитических культур относится к 5–4-му тыс. до н.э. Вместе с тем один из центров обработки меди возникает независимо от южных культур на Европейском Севере, в Прионежье, в 3-м тыс. до н.э. Ранний бронзовый век на Кавказе и в Причерноморье относится к кон. 4-го – сер. 3-го тыс. до н.э., в средней полосе – к кон. 3-го тыс. до н.э.

Энеолит

Земледельческие культуры. В энеолите (5-е – 1-я пол. 4-го тыс. до н.э.) началось широкое распространение металлургии меди, продолжается развитие производящего, земледельческого в своей основе хозяйства.

На западе в результате развития и расширения Балкано-Карпатской области раннеземледельческих культур в зону её влияния попадают территории Северо-Западного Причерноморья, Поднестровья и Побужья, где распространяются т.н. гумельницкая и трипольская (иначе культура Кукутени-Триполье) археологические культуры. Основу хозяйства этих культур составляли зерновое земледелие и придомное животно- водство (мелкий и крупный рогатый скот). На ранних стадиях земледелие было, скорее всего, мотыжным, для поздних предполагается знакомство с примитивными пахотными орудиями. Долговременные поселения с одно- и двухэтажными глинобитными домами имели круговую планировку (их площадь достигала до 400 га) и включали до 1000 жилищ. По мере истощения почв посёлки забрасывались, и население уходило на новые земли, постепенно расселившись вплоть до среднего течения Днепра.

Керамика трипольской культуры. 4-е тыс. до н. э. Исторический музей (Москва).

На юге, в За­кав­ка­зье, су­ще­ст­ву­ет т. н. Кав­каз­ский очаг зем­ле­де­лия (па­мят­ни­ки ти­па Шо­му-те­пе, Шу­ла­ве­ри), яв­ляв­ший­ся се­вер­ной пе­ри­фе­ри­ей ближ­не­во­сточ­но­го ми­ра, ко­то­рый за­ни­мал то­гда ли­ди­рую­щие по­зи­ции в ми­ро­вом ис­то­ри­че­ском про­цес­се.

На юге Сред­ней Азии в эне­о­ли­те из­вест­на куль­ту­ра Анау – На­маз­га (На­маз­га I–II), для ко­то­рой ха­рак­тер­ны круп­ные по­се­ле­ния с гли­но­бит­ны­ми по­строй­ка­ми (те­пе), по­лив­ное зем­ле­де­лие с воз­де­лы­ва­ни­ем пре­иму­ще­ст­вен­но яч­ме­ня, от­гон­ное ско­то­вод­ст­во.

Не­со­мнен­ное сход­ст­во ран­не­зем­ле­дель­че­ских куль­тур (рас­пис­ная по­су­да, гли­ня­ная пла­сти­ка, в т. ч. жен­ские ста­ту­эт­ки, ор­на­мен­таль­ные сис­те­мы и на­бо­ры сим­во­лов), ве­ро­ят­но, вы­зва­но пря­мым или опо­сред­ст­во­ван­ным уча­сти­ем в их фор­ми­ро­ва­нии об­щих ближ­не­во­сточ­ных эле­мен­тов.

Степ­ные ско­то­вод­че­ские куль­ту­ры. Вме­сте с тем уже в эне­о­ли­те на ог­ром­ных про­стран­ст­вах ев­ра­зий­ско­го степ­но­го ко­ри­до­ра на­чи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние спе­ци­фи­че­ско­го хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па степ­ных ско­то­во­дов. Эле­мен­ты про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва про­ни­ка­ют из юж. рай­онов в сре­ду ме­ст­ных пле­мён с при­сваи­ваю­щим хо­зяй­ст­вом (спе­циа­ли­зи­ро­ван­ная охо­та на ко­пыт­ных, ры­бо­лов­ст­во, со­би­ра­тель­ст­во) ещё на ста­дии ме­зо­ли­та–не­оли­та или в 7–6-м тыс. до н. э. (бу­го-дне­ст­ров­ская, ра­ку­шеч­но­яр­ская и др. куль­ту­ры). Тё­п­лый и влаж­ный кли­мат т. н. ат­лан­ти­че­ско­го пе­рио­да (6–4-е тыс. до н. э.) спо­соб­ст­во­вал фор­ми­ро­ва­нию ско­то­вод­че­ско­го ук­ла­да и ос­вое­нию степ­ных про­странств. От При­чер­но­мо­рья до Вол­го-Ураль­ско­го ре­гио­на бла­го­да­ря воз­рос­шей под­виж­но­сти на­се­ле­ния про­сле­жи­ва­ют­ся уни­фи­ка­ция ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры на боль­ших про­стран­ст­вах и всё бо­лее даль­нее про­дви­же­ние но­си­те­лей это­го куль­тур­но­го ти­па. На­блю­да­ет­ся по­все­ме­ст­ный пе­ре­ход от круп­ных грун­то­вых кол­лек­тив­ных нек­ро­по­лей ти­па Хва­лын­ских мо­гиль­ни­ков или Наль­чик­ско­го мо­гиль­ни­ка к не­боль­шим клад­би­щам с кур­ган­ны­ми по­гре­бе­ния­ми. Кур­ган вы­пол­нял роль не толь­ко по­гре­баль­но­го, куль­то­во­го или ме­мо­ри­аль­но­го объ­ек­та, но и ори­ен­ти­ра, ме­же­во­го зна­ка, фик­си­ро­вав­ше­го при­тя­за­ния кон­крет­но­го ско­то­вод­че­ско­го кол­лек­ти­ва на об­ла­да­ние дан­ны­ми па­ст­би­ща­ми, во­до­поя­ми и т. д. Скла­ды­ва­ет­ся мно­го­ты­ся­че­лет­няя кур­ган­ная тра­ди­ция, впо­след­ст­вии ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шая­ся вме­сте с пе­ре­дви­гав­ши­ми­ся груп­па­ми на­се­ле­ния.

Во­прос о вре­ме­ни по­яв­ле­ния спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ко­че­вых и по­лу­ко­че­вых форм ско­то­вод­ст­ва, как и о мес­те и вре­ме­ни одо­маш­ни­ва­ния ло­ша­ди, ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным. Яс­но толь­ко, что уже в 5–4-м тыс. до н. э. из об­щей мас­сы степ­ных пле­мён вы­де­ли­лись осо­бен­но под­виж­ные груп­пы, спо­соб­ные к бы­ст­рым и даль­ним пе­ре­дви­же­ни­ям.

Степ­ная по­ло­са с её спе­ци­фи­че­ским куль­тур­ным кон­ти­нуу­мом уже в эне­о­ли­те пре­вра­ти­лась в свое­об­раз­ную кон­такт­ную об­ласть, осу­ще­ст­в­ляв­шую пе­ре­нос хо­зяй­ст­вен­ных, тех­ни­че­ских и куль­тур­ных но­ва­ций не толь­ко ме­ж­ду бал­кан­ским, кав­каз­ским и сред­не­ази­ат­ским оча­га­ми осед­ло­зем­ле­дель­че­ских куль­тур, но и транс­ля­цию пе­ре­до­вых на­вы­ков про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва с юга на се­вер, к за­дер­жав­ше­му­ся на ста­дии при­сваи­ваю­ще­го хо­зяй­ст­ва на­се­ле­нию лес­ной зо­ны Ев­ра­зии. Важ­ность за­пад­но­го (ев­ро­пей­ско­го) на­прав­ле­ния свя­зей объ­яс­ня­ет­ся в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем в эту эпо­ху Бал­ка­но-Кар­пат­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции. До­бы­вае­мая тут медь, из­де­лия из неё (от­ли­тые то­по­ры, то­по­ры-мо­лот­ки, до­ло­та, тёс­ла, ук­ра­ше­ния) и спе­ци­фи­че­ские приё­мы её об­ра­бот­ки по­сту­па­ли бла­го­да­ря по­сред­ни­че­ст­ву степ­ных пле­мён да­ле­ко на вос­ток, вплоть до Пред­кав­ка­зья и Сред­не­го По­вол­жья.

Ранний периодбронзового века

Транс­фор­ма­ция зем­ле­дель­че­ских куль­тур. Во 2-й пол. 4-го – 1-й пол. 3-го тыс. до н. э. в степ­ной зо­не Ев­ра­зии фор­ми­ру­ют­ся пер­вые круп­ные эт­но­куль­тур­ные общ­но­сти (ям­ная, или древ­не­ям­ная, общ­ность и др.) с пре­об­ла­да­ни­ем ско­то­вод­че­ско­го хо­зяй­ст­ва. Под их влия­ни­ем, а воз­мож­но, и в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем кли­ма­ти­че­ских ус­ло­вий раз­ви­тие ран­не­зем­ле­дель­че­ских цен­тров пре­ры­ва­ет­ся. На сме­ну им в ря­де рай­онов при­хо­дят куль­ту­ры с ком­плекс­ным ско­то­вод­че­ско-зем­ле­дель­че­ским хо­зяй­ст­вом. В Се­ве­ро-За­пад­ном При­чер­но­мо­рье под дав­ле­ни­ем степ­ных ско­то­вод­че­ских групп зем­ле­дель­че­ская три­поль­ская куль­ту­ра пе­ре­жи­ва­ет глу­бо­кую транс­фор­ма­цию, не­ко­то­рые из воз­ник­ших на её ос­но­ве куль­тур (уса­тов­ская куль­ту­ра) по всем при­зна­кам, кро­ме рас­пис­ной ке­ра­ми­ки, при­бли­жа­ют­ся к степ­ным кур­ган­ным куль­ту­рам.

Фигурка быка из Майкопского кургана (Майкоп). Золото. 1-я пол. 3-го тыс. до н. э. Исторический музей (Москва).

На Кав­ка­зе на сме­ну эне­о­ли­ти­че­ской зем­ле­дель­че­ской куль­ту­ре при­хо­дит ку­ро-аракс­ская куль­ту­ра, со­че­таю­щая зем­ле­де­лие и при­дом­ное жи­вот­но­вод­ст­во с от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом, ба­зи­рую­щим­ся на ос­вое­нии гор­ных па­ст­бищ. Лишь в Сред­ней Азии про­дол­жа­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ное раз­ви­тие зем­ле­дель­че­ских куль­тур (На­маз­га III–IV), при­вед­шее в сред­нем брон­зо­вом ве­ке к по­яв­ле­нию здесь сход­ных с ближ­не­во­сточ­ны­ми па­мят­ни­ка­ми про­то­го­род­ских цен­тров со спе­циа­ли­зи­ро­ван­ны­ми квар­та­ла­ми ре­мес­лен­ни­ков, хра­мо­вым ком­плек­сом, хра­ни­ли­ща­ми (На­маз­га V).

Ряд ха­рак­тер­ных па­рал­ле­лей в куль­ту­ре, про­сле­жи­ваю­щих­ся при­мер­но в од­но и то же вре­мя в уда­лён­ных друг от дру­га рай­онах (сход­ные по­гре­баль­ные об­ря­ды, тра­ди­ции тем­но­ло­щё­ной ке­ра­ми­ки сход­ных ти­пов, рас­про­стра­не­ние ме­га­ли­ти­че­ских тра­ди­ций и т. д.), ука­зы­ва­ют на воз­мож­ность круп­ных ми­гра­ци­он­ных по­то­ков. К это­му же вре­ме­ни от­но­сят­ся ми­гра­ции из об­лас­ти ран­них ци­ви­ли­за­ций в сто­ро­ну пе­ри­фе­рии. Яр­кий при­мер – май­коп­ская куль­ту­ра на Се­вер­ном Кав­ка­зе, со­пос­та­ви­мая с урук­ским и убейд­ским пе­рио­да­ми раз­ви­тия Ме­со­по­та­мии, о чём, ве­ро­ят­но, сви­де­тель­ст­ву­ют та­кие при­зна­ки, как осо­бен­но­сти по­гре­баль­но­го об­ря­да, зо­ло­тые и се­реб­ря­ные со­су­ды из Май­коп­ско­го кур­га­на, а в сфе­ре тех­но­ло­гии – ис­поль­зо­ва­ние гон­чар­но­го кру­га.

Энеолит и бронзовый век

Ско­то­вод­че­ские куль­ту­ры ев­ра­зий­ских сте­пей. В тес­ной свя­зи с пе­ре­чис­лен­ны­ми из­ме­не­ния­ми и пе­ре­дви­же­ния­ми на­хо­ди­лись ис­то­ри­ко-куль­тур­ные про­цес­сы, про­хо­див­шие в сте­пях Ев­р­азии. Здесь фор­ми­ру­ет­ся ог­ром­ная по тер­ри­то­ри­аль­но­му ох­ва­ту (от Сред­не­го Ду­ная и се­ве­ра Бал­кан­ско­го п-ова до Се­вер­но­го Ка­зах­ста­на) ям­ная (или древ­не­ям­ная) куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская общ­ность – пер­вая в це­поч­ке та­ких су­пер­общ­но­стей брон­зо­во­го ве­ка. Ос­но­ву её со­ста­ви­ли пле­ме­на, куль­ту­ра ко­то­рых вос­хо­дит к эне­о­ли­ти­че­ским па­мят­ни­кам Вол­го-Ураль­ско­го и Пред­кав­каз­ско­го рай­онов (ти­па Хва­лын­ско­го и Наль­чик­ско­го мо­гиль­ни­ков). Раз­ви­тие ско­то­вод­че­ско­го хо­зяй­ст­ва при­ве­ло к за­се­ле­нию к 3-му тыс. до н. э. боль­ших тер­ри­то­рий, вплоть до су­хих сте­пей и по­лу­пус­тынь. В бла­го­при­ят­ных для про­жи­ва­ния до­ли­нах круп­ных рек су­ще­ст­во­ва­ли по­се­ле­ния, в т. ч. ук­ре­п­лён­ные сис­те­ма­ми рвов и ка­мен­ных стен (Ми­хай­лов­ское на ниж­нем Дне­пре).

В тес­ной свя­зи с пле­ме­на­ми ям­ной куль­ту­ры, но тя­го­тея в це­лом к бо­лее бла­го­при­ят­ным для зи­мо­вок рай­онам ниж­не­го те­че­ния Дне­ст­ра – Днеп­ра – До­на – Ку­ба­ни, про­жи­ва­ли ско­то­вод­че­ские груп­пы – но­си­те­ли но­во­ти­то­ров­ской, ста­ро­сель­ской и буд­жак­ской куль­тур. В их об­ли­ке за­мет­ны от­чёт­ли­вые бал­кан­ские и кав­каз­ские эле­мен­ты, вос­хо­дя­щие к три­поль­ской и май­коп­ской тра­ди­ци­ям. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют мас­со­вые на­ход­ки де­ре­вян­ных по­во­зок со сплош­ны­ми дис­ко­вид­ны­ми ко­лё­са­ми, сде­лан­ные при рас­коп­ках но­во­ти­то­ров­ских и буд­жак­ских кур­га­нов. До не­дав­не­го вре­ме­ни счи­та­лось, что ко­ле­со и ко­лёс­ный транс­порт бы­ли изо­бре­те­ны в Ме­со­по­та­мии в 4-м тыс. до н. э. Ко­лёс­ные по­воз­ки из При­чер­но­мо­рья лишь не­мно­гим ус­ту­па­ют им по воз­рас­ту, а то об­стоя­тель­ст­во, что но­во­ти­то­ров­ские по­воз­ки проч­но во­шли в по­гре­баль­ный об­ряд, по­зво­ля­ет сде­лать пред­по­ло­же­ние о пер­во­на­чаль­ном по­яв­ле­нии ко­лёс­но­го транс­пор­та у по­лу­ко­че­во­го ско­то­вод­че­ско­го на­се­ле­ния Ев­ра­зии.

В брон­зо­вом ве­ке про­дол­жа­ет­ся рас­ши­ре­ние зо­ны про­из­во­дя­щей эко­но­ми­ки, осо­бен­но за­мет­ное на вос­то­ке степ­ной по­ло­сы, где один из де­ри­ва­тов ям­ной общ­но­сти – афа­нась­ев­ская куль­тура – дос­ти­га­ет Ми­ну­син­ской кот­ло­ви­ны в вер­ховь­ях Ени­сея.

Цир­кум­пон­тий­ская ме­тал­лур­ги­че­ская про­вин­ция. Пе­ре­ход от эне­о­ли­та к ран­не­му брон­зо­во­му ве­ку сов­пал с пре­кра­ще­ни­ем функ­цио­ни­ро­ва­ния Бал­ка­но-Кар­пат­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции и фор­ми­ро­ва­ни­ем Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции, рас­про­стра­нив­шей­ся во­круг Чёр­но­го м. Для неё ха­рак­тер­ны сход­ные приё­мы из­го­тов­ле­ния и об­ра­бот­ки гл. обр. мышь­я­ко­ви­стых (ино­гда ни­ке­ле­вых, на позд­нем эта­пе – оло­вя­ни­стых) бронз и ти­по­ло­ги­че­ски близ­ких форм ору­дий. Про­из­вод­ст­во Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции опи­ра­лось пре­иму­ще­ст­вен­но на кав­каз­ские и пе­ред­неа­зи­ат­ские мед­но-руд­ные ме­сто­ро­ж­де­ния. Че­рез Кав­каз по­ток ме­тал­ла шёл в степ­ные рай­оны При­чер­но­мо­рья, При­кас­пия и да­же По­вол­жья. Свя­зи ме­ж­ду ре­гио­на­ми не ог­ра­ни­чи­ва­лись про­из­вод­ст­вен­ной сфе­рой. На фун­да­мен­те Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции сфор­ми­ро­ва­лась куль­тур­ная об­ласть, где сре­ди раз­но­род­ных по сво­ему про­ис­хо­ж­де­нию, уров­ню раз­ви­тия и тра­ди­ци­ям хо­зяй­ст­ва общ­но­стей про­ис­хо­дил об­мен куль­тур­ны­ми дос­ти­же­ния­ми.

Средний период бронзового века

В сред­нем брон­зо­вом ве­ке (2-я пол. 3-го – 1-я четв. 2-го тыс. до н. э.) в зап. час­ти сте­пей Ев­ра­зии, в рам­ках Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции, на ос­но­ве т. н. куль­тур по­гре­бе­ний с по­воз­ка­ми, вхо­див­ших в ям­ную куль­тур­но-ис­то­ри­че­скую общ­ность, фор­ми­ру­ет­ся ка­та­комб­ная куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская общ­ность, за­ни­мав­шая тер­ри­то­рии от Ду­ная до Вол­ги и рас­про­стра­няв­шая своё влия­ние да­лее к вос­то­ку. Под­виж­ные ско­то­вод­че­ские ка­та­комб­ные пле­ме­на ос­та­ви­ли пре­иму­ще­ст­вен­но кур­га­ны с ха­рак­тер­ны­ми под­кур­ган­ны­ми мо­ги­ла­ми-ка­та­ком­ба­ми (вер­ти­каль­ная шах­та с от­хо­дя­щей вбок по­гре­баль­ной ка­ме­рой). На зап. и сев. ок­раи­нах общ­но­сти, где на­се­ле­ние бы­ло сме­шан­ным и по­зво­ля­ли кли­ма­ти­че­ские ус­ло­вия, из­вест­ны ста­цио­нар­ные по­сёл­ки. В вост. час­ти сте­пей и при­ле­гаю­щих рай­онах Юж­ной Си­би­ри (вне гра­ниц Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции) при ак­тив­ном уча­стии афа­нась­ев­ской куль­ту­ры фор­ми­ру­ет­ся оку­нёв­ская куль­ту­ра, яр­ки­ми па­мят­ни­ка­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся ка­мен­ные пли­ты с изо­бра­же­ния­ми че­ло­ве­че­ских ли­чин и жи­вот­ных.

Из­ме­не­ния кли­ма­та и ми­гра­ции на­се­ле­ния ев­ра­зий­ских сте­пей. Осн. про­цес­сы, от­ме­чае­мые в сред­нем брон­зо­вом ве­ке в Ев­ра­зии, во мно­гом свя­за­ны с из­ме­не­ния­ми ок­ру­жаю­щей сре­ды. На­сту­пив­ший в 3-м тыс. до н. э. суб­бо­ре­аль­ный пе­ри­од в це­лом от­ли­чал­ся от пред­ше­ст­вую­ще­го ат­лан­ти­че­ско­го бо­лее су­хим и про­хлад­ным кли­ма­том. На­чаль­ная его фа­за (2-я пол. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) на зна­чи­тель­ной час­ти Ев­ра­зии от­ме­че­на за­суш­ли­вы­ми ус­ло­вия­ми, вы­звав­ши­ми кри­зис в сре­де степ­ных ско­то­во­дов и мас­со­вый от­ток на­се­ле­ния в со­пре­дель­ные, а ино­гда и уда­лён­ные рай­оны. К это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся ми­гра­ции но­си­те­лей но­во­ти­то­ров­ской куль­ту­ры в За­кав­ка­зье, при­вед­шие к ги­бе­ли ря­да по­се­ле­ний ку­ро-аракс­ской куль­ту­ры. Эти со­бы­тия, воз­мож­но, свя­за­ны с про­ник­но­ве­ни­ем в Ма­лую Азию ин­до­ев­ро­пей­цев, ос­но­вав­ших тут Хетт­скую дер­жа­ву.

Имен­но с на­ча­лом «юж­ных по­хо­дов» свя­за­на транс­фор­ма­ция ям­ной куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской общ­но­сти в ка­та­комб­ную.

Куль­ту­ры шну­ро­вой ке­ра­ми­ки в ле­со­степ­ной и лес­ной зо­нах. К се­ве­ру, се­ве­ро-за­па­ду и се­ве­ро-вос­то­ку от степ­ной зо­ны на­чи­ная с сер. 3-го тыс. до н. э. скла­ды­ва­ет­ся об­шир­ный аре­ал т. н. куль­тур шну­ро­вой ке­ра­ми­ки (куль­тур бое­вых то­по­ров), про­сти­раю­щий­ся от сред­ней Вол­ги и Вол­го-Ок­ско­го ме­ж­ду­ре­чья на вос­то­ке (фать­я­нов­ская и ба­ла­нов­ская куль­ту­ры) че­рез Ук­раи­ну и Бе­ло­рус­сию (сред­не­днеп­ров­ская, го­ро­док­ско-здол­биц­кая, под­кар­пат­ская куль­ту­ры) до центр. рай­онов Ев­ро­пы на за­па­де (куль­ту­ры Зло­та, сак­со­но-тю­ринг­ская и др.) и юж. об­лас­тей Скан­ди­на­вии и Фин­лян­дии на се­ве­ре (куль­ту­ра ладь­е­вид­ных то­по­ров). Об­щим для боль­шин­ст­ва из них яв­ля­ет­ся со­че­та­ние ме­ст­ных черт с при­зна­ка­ми, бе­ру­щи­ми на­ча­ло в куль­ту­рах степ­ной по­ло­сы. Та­ко­вы ка­мен­ные бое­вые то­по­ры, фор­мы ке­ра­ми­ки и её ор­на­мент в ви­де от­тис­ков шну­ра, мо­ло­точ­ко­вид­ные и по­со­хо­вид­ные бу­лав­ки, мно­гие осо­бен­но­сти ме­тал­лур­ги­че­ско­го про­из­вод­ст­ва и по­гре­баль­ной об­ряд­но­сти. Хро­но­ло­ги­че­ские и куль­тур­ные раз­ли­чия сре­ди куль­тур шну­ро­вой ке­ра­ми­ки по­ка­зы­ва­ют, что речь мо­жет ид­ти не об од­ном круп­ном втор­же­нии, а о се­рии по­сле­до­ва­тель­ных волн рас­се­ле­ния, иду­щих с юга. Куль­ту­ры шну­ро­вой ке­ра­ми­ки час­то свя­зы­ва­ют с ин­до­ев­ро­пей­ца­ми, пре­ж­де все­го с т. н. древ­не­ев­ро­пей­ской (гер­ма­но-бал­то-сла­вян­ской) груп­пой. С куль­ту­ра­ми шну­ро­вой ке­ра­ми­ки свя­за­но рас­про­стра­не­ние про­из­во­дя­щей эко­но­ми­ки с пре­об­ла­да­ни­ем ско­то­вод­ст­ва во всей лес­ной зо­не и мно­гих сев. рай­онах Ев­ро­пы.

Поздний период бронзового века

Идол из Галичского клада (Костромская обл.). Бронза. 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. Исторический музей (Москва).

Ев­ра­зий­ская ме­тал­лур­ги­че­ская про­вин­ция. При пе­ре­хо­де к позд­не­му брон­зо­во­му ве­ку (2-я четв. – кон. 2-го тыс. до н. э.) про­ис­хо­дит рас­пад Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции, на сме­ну ко­то­рой в Ев­ро­пе прихо­дит Ев­ро­пей­ская про­вин­ция. На Кав­ка­зе фор­ми­ру­ет­ся замк­ну­тая Кав­каз­ская про­вин­ция. На вос­то­ке Ев­ро­пы и в Си­би­ри по­яв­ля­ет­ся Ев­ра­зий­ская про­вин­ция, ба­зи­рую­щая­ся на руд­ных мес­то­ро­ж­де­ни­ях Ура­ло-Ка­зах­стан­ско­го ре­гио­на, в ча­ст­но­сти ог­ром­но­го мед­но-руд­но­го Кар­га­лин­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния в совр. Орен­бург­ской обл. Имен­но её про­дук­ция во мно­гом оп­ре­де­ли­ла об­лик эпо­хи позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка Ев­р­азии. Зна­чи­тель­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние Ев­ра­зий­ской про­вин­ции прив­нес­ла груп­па ми­гран­тов с вос­то­ка, сле­ды ко­то­рой про­сле­жи­ва­ют­ся от руд­ных мес­то­ро­ж­де­ний За­пад­но­го Ал­тая че­рез всю лес­ную зо­ну За­пад­ной Си­би­ри, Ура­ла и Вос­точ­ной Ев­ро­пы (па­мят­ни­ки сей­мин­ско-тур­бин­ской куль­ту­ры) до По­дне­ст­ро­вья (Бо­ро­дин­ский клад). С ней свя­зы­ва­ют рас­про­стра­не­ние тех­но­ло­гии тон­ко­стен­но­го ли­тья, по­зво­ляю­щей из­го­тав­ли­вать но­вые ви­ды ору­жия и ору­дий (втуль­ча­тые на­ко­неч­ни­ки ко­пий, то­по­ры-кель­ты).

Копьё из Бородинского клада (Одесская обл., Украина). Серебро с золотой инкрустацией. 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. Исторический музей (Москва);

Ле­со­степ­ная зо­на и фор­ми­ро­ва­ние син­таш­тин­ской куль­ту­ры. От­ток на­се­ле­ния из степ­ной зо­ны на пре­ды­ду­щем эта­пе при­вёл к то­му, что глав­ный центр раз­ви­тия сме­стил­ся в ле­со­сте­пи и юж. часть лес­ной зо­ны. Здесь в ус­ло­ви­ях взаи­мо­дей­ст­вия юж­ных и ме­ст­ных тра­ди­ций фор­ми­ру­ют­ся но­вые эт­но­куль­тур­ные об­ра­зо­ва­ния вро­де аба­шев­ской куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской общ­но­сти, рас­про­стра­нив­шей­ся от сред­не­го До­на че­рез Сред­нее По­вол­жье до Ура­ла. Од­ной из осо­бен­но­стей аба­шев­ской общ­но­сти яв­ля­ет­ся слож­ный и бо­га­то ук­рашен­ный жен­ский кос­тюм (брон­зо­вые и мед­ные де­та­ли го­лов­но­го убо­ра, спи­раль­ные пер­ст­ни, же­лоб­ча­тые брас­ле­ты). В ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия стре­мив­ших­ся на вос­ток, к но­вым руд­ным ис­точ­ни­кам, но­си­те­лей аба­шев­ской куль­ту­ры, на­след­ни­ков ям­ной и ка­та­комб­ной тра­ди­ций По­вол­жья, с од­ной сто­ро­ны, и ме­ст­но­го на­се­ле­ния юж. ок­ра­ин лес­ной зо­ны При­ура­лья и За­ура­лья – с дру­гой, на Юж­ном Ура­ле и в сев. облас­тях Ка­зах­ста­на фор­ми­ру­ет­ся син­таш­тин­ская куль­ту­ра. Го­ро­ди­ща этой куль­ту­ры (са­мое из­вест­ное – Ар­ка­им) пред­став­ля­ют со­бой круг­лые (ре­же пря­мо­уголь­ные) в пла­не ук­ре­п­лён­ные по­се­ле­ния, ок­ру­жён­ные сис­те­мой рвов, ва­лов и бре­вен­ча­тых стен, со сплошь за­стро­ен­ным внут­рен­ним про­стран­ст­вом и сле­да­ми ме­тал­лур­ги­че­ско­го про­из­вод­ст­ва в жи­лых по­строй­ках. Кур­ган­ные за­хо­ро­не­ния син­таш­тин­ской куль­ту­ры де­мон­ст­ри­ру­ют об­ряд, сход­ный с ри­туа­ла­ми дру­гих ско­то­вод­че­ских куль­тур степ­ной и ле­со­степ­ной зон. Их от­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность – за­хо­ро­не­ния с ос­тан­ка­ми ко­ней, ос­тат­ка­ми двух­ко­лёс­ных бое­вых ко­лес­ниц, бо­га­ты­ми на­бо­ра­ми ору­жия и кон­ской уп­ря­жи, ко­то­рые ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся как за­хо­ро­не­ния вои­нов-ко­лес­ни­чих.

Топор из Бородинского клада(Одесская обл., Украина). Нефрит. 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. Исторический музей (Москва).

По­гре­баль­ный об­ряд син­таш­тин­ской куль­ту­ры на­хо­дит ана­ло­гии в древ­ней­ших пись­мен­ных па­мят­ни­ках ин­до­ев­ро­пей­ских арий­ских пле­мён («Риг­ве­да» и «Аве­ста»), про­ник­ших в Ин­дию в сер. 2-го тыс. до н. э. и в Иран на ру­бе­же 1-го тыс. до н. э. Су­ще­ст­ву­ет ги­по­те­за, что син­таш­тин­ская куль­ту­ра мог­ла от­но­сить­ся к древ­ним ин­дои­ран­цам (ари­ям), пе­ре­се­лив­шим­ся за­тем на юго-вос­ток. Мож­но так­же пред­по­ло­жить, что син­таш­тин­ская куль­ту­ра вме­сте с т. н. куль­ту­рой мно­го­ва­ли­ко­вой ке­ра­ми­ки на Ук­раи­не лег­ли в ос­но­ву но­вой круп­ной степ­ной общ­но­сти – сруб­но-ан­д­ро­нов­ской, ох­ва­тив­шей об­шир­ные рай­оны от По­ду­на­вья до При­ура­лья (сруб­ная куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская общ­ность) и от При­ура­лья до Ал­тая и Па­ми­ра (ан­д­ро­нов­ская куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская общ­ность).

Сруб­но-ан­д­ро­нов­ская куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская общ­ность. От­ли­чи­тель­ной чер­той сруб­но-ан­д­ро­нов­ской общ­но­сти яв­ля­ет­ся срав­ни­тель­но боль­шое чис­ло по­се­ле­ний с по­лу­зем­ля­ноч­ны­ми жи­ли­ща­ми, что сви­де­тель­ст­ву­ет о тра­ди­ци­ях осед­ло­сти. О за­ня­ти­ях зем­ле­де­ли­ем го­во­рят мно­го­чис­лен­ные на­ход­ки брон­зо­вых сер­пов и мо­тыг. На ря­де по­се­ле­ний (Мо­со­лов­ское) изу­че­ны ос­тат­ки ме­тал­лур­ги­че­ско­го и куз­неч­но­го про­из­водств. Сруб­но-ан­д­ро­нов­ское на­се­ле­ние свя­зы­ва­ет­ся с на­ро­да­ми, го­во­рив­ши­ми на язы­ках иран­ской груп­пы. В этом от­но­ше­нии они мо­гут рас­смат­ри­вать­ся как пред­ше­ст­вен­ни­ки бо­лее позд­них ира­ноя­зыч­ных ко­чев­ни­ков сте­пей Ев­ра­зии – ски­фов, сав­ро­ма­тов и сар­ма­тов.

Пе­ре­ход от брон­зо­во­го ве­ка к же­лез­но­му за­нял неск. сто­ле­тий. В свя­зи с кар­ди­наль­ны­ми пе­ре­ме­на­ми в тех­но­ло­гии на этом ис­то­ри­че­ском ру­бе­же от­ме­ча­ет­ся рез­кое из­ме­не­ние все­го об­ли­ка ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры, а в свя­зи с пе­ре­делом руд­ных ис­точ­ни­ков про­ис­хо­дит сме­на тор­го­вых пу­тей, дес­та­би­ли­за­ция эт­нои­сто­ри­че­ской си­туа­ции в це­лом. Всё это за­труд­ня­ет по­ис­ки пред­ше­ст­вен­ни­ков боль­шин­ст­ва ар­хео­ло­ги­че­ских куль­тур 1-го тыс. до н. э. и ис­то­ков на­ро­дов, мно­гие из ко­то­рых (ски­фы, сар­ма­ты, ме­о­ты, са­ки, мас­са­ге­ты и др.) ста­но­вят­ся в это вре­мя из­вест­ны не толь­ко по ар­хео­ло­ги­че­ским, но и по пись­мен­ным ис­точ­ни­кам.

Gimbutas M. Bronze age cultures in Central and Eastern Europe. The Hague a. o., 1965; Эне­о­лит СССР. М., 1982; Ар­хео­ло­гия Ук­ра­ин­ской ССР. К., 1985. Т. 1; Ар­хео­ло­гия за­ру­беж­ной Азии. М., 1986; Эпо­ха брон­зы лес­ной по­ло­сы СССР. М., 1987; Мас­сон В. М. Пер­вые ци­ви­ли­за­ции. Л., 1989; Chernykh E. N. Ancient metallurgy in the USSR: The Early metall age. Camb., 1992; Эпо­ха брон­зы Кав­ка­за и Сред­ней Азии: Ран­няя и сред­няя брон­за Кав­ка­за. М., 1994; Кузь­ми­на Е. Е. От­ку­да при­шли ин­до­арии? М., 1994; Мер­перт Н. Я. Ар­хео­ло­гия биб­лей­ских стран. М., 2002; Рын­ди­на Н. В., Дег­тя­ре­ва А. Д. Эне­о­лит и брон­зо­вый век. М., 2002.

Вернуться к началу