Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКОНОМИ́ЧЕСКИЙ ЛАНДША́ФТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 273-274

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Шупер

ЭКОНОМИ́ЧЕСКИЙ ЛАНДША́ФТ, сис­те­ма ры­ноч­ных се­тей, об­ра­зо­ван­ная зо­на­ми сбы­та разл. то­ва­ров и ус­луг на оп­ре­де­лён­ной тер­ри­то­рии и ор­га­ни­зо­ван­ная по прин­ци­пу удов­ле­тво­ре­ния за­дан­но­го объ­ё­ма спро­са с наи­мень­ши­ми из­держ­ка­ми. Тер­мин ввёл герм. ис­то­рик Р. Хеп­ке (1928). Тео­рия Э. л. раз­ра­бо­та­на А. Лё­шем (1940) и пред­по­ла­га­ет тер­ри­то­ри­аль­ную ор­га­ни­за­цию, обес­пе­чи­ваю­щую макс. при­быль про­из­во­ди­те­лей в ус­ло­ви­ях эко­но­мич. рав­но­ве­сия. Э. л. – сис­те­ма со­пря­жён­ных пра­виль­ных гек­са­го­наль­ных ре­шё­ток с ячей­ка­ми разл. раз­ме­ров. Эти ячей­ки пред­став­ля­ют со­бой ос­но­ва­ния ко­ну­сов спро­са, усе­чён­ных по бо­кам для сплош­но­го за­пол­не­ния про­стран­ст­ва. Спрос убы­ва­ет от цен­тра ры­ноч­ной зо­ны к её пе­ри­фе­рии в ре­зуль­та­те рос­та це­ны про­пор­цио­наль­но транс­порт­ным из­держ­кам. На гра­ни­цах зон от­сут­ст­ву­ют пред­поч­те­ния по­тре­би­те­лей в поль­зу од­но­го из цен­тров про­из-ва. Раз­ные раз­ме­ры ры­ноч­ных зон разл. то­ва­ров и ус­луг вы­зы­ва­ют разл. про­стран­ст­вен­ную ори­ен­та­цию фор­ми­руе­мых ими се­тей, в ре­зуль­та­те че­го об­ра­зу­ют­ся сек­то­ра, бо­га­тые и бед­ные про­из­водств. цен­тра­ми. От­сю­да сле­ду­ет не­воз­мож­ность сим­мет­рии Э. л. и сис­тем центр. мест (см. Цен­траль­ных мест тео­рии), по­сколь­ку послед­ние тео­ре­ти­че­ски мо­гут быть внут­рен­не од­но­род­ны­ми. Рос. гео­граф Б. Н. Зи­мин ус­та­но­вил, что раз­ме­ще­ние лю­бой от­рас­ли пром-сти сна­ча­ла оп­ре­де­ля­ет­ся ми­ни­ми­за­ци­ей из­дер­жек (см. Штан­дорт), а за­тем, по­сле на­сы­ще­ния тер­ри­то­рии то­ва­ром, стрем­ле­ни­ем к мак­си­ми­за­ции при­бы­ли. В ре­зуль­та­те фор­ми­ру­ет­ся Э. л. По­пыт­ка пред­ста­вить де­фор­ма­цию Э. л. в ус­ло­ви­ях аг­ло­ме­ра­ции бы­ла пред­при­ня­та У. Изар­дом (1956), но без тео­ре­тич. обос­но­ва­ния. Тео­рия Э. л. ну­ж­да­ет­ся в пе­ре­ос­мыс­ле­нии для опи­са­ния тер­ри­то­ри­аль­ной ор­га­ни­за­ции по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва.

Лит.: Isard W. Location and space-economy. N. Y., 1980; Шу­пер В. А. Тео­рия эко­но­ми­че­ско­го ланд­шаф­та на фо­не ХХ сто­ле­тия // Во­про­сы ис­то­рии ес­те­ст­во­зна­ния и тех­ни­ки. 1995. № 4; Раз­ме­ще­ние про­из­вод­ст­ва в ры­ноч­ной сре­де: Из тру­дов Б. Н. Зи­ми­на. М., 2003; Лёш А. Про­стран­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция хо­зяй­ст­ва. М., 2007.

Вернуться к началу