ЭКОНОМИ́ЧЕСКИЙ ЛАНДША́ФТ, система рыночных сетей, образованная зонами сбыта разл. товаров и услуг на определённой территории и организованная по принципу удовлетворения заданного объёма спроса с наименьшими издержками. Термин ввёл герм. историк Р. Хепке (1928). Теория Э. л. разработана А. Лёшем (1940) и предполагает территориальную организацию, обеспечивающую макс. прибыль производителей в условиях экономич. равновесия. Э. л. – система сопряжённых правильных гексагональных решёток с ячейками разл. размеров. Эти ячейки представляют собой основания конусов спроса, усечённых по бокам для сплошного заполнения пространства. Спрос убывает от центра рыночной зоны к её периферии в результате роста цены пропорционально транспортным издержкам. На границах зон отсутствуют предпочтения потребителей в пользу одного из центров произ-ва. Разные размеры рыночных зон разл. товаров и услуг вызывают разл. пространственную ориентацию формируемых ими сетей, в результате чего образуются сектора, богатые и бедные производств. центрами. Отсюда следует невозможность симметрии Э. л. и систем центр. мест (см. Центральных мест теории), поскольку последние теоретически могут быть внутренне однородными. Рос. географ Б. Н. Зимин установил, что размещение любой отрасли пром-сти сначала определяется минимизацией издержек (см. Штандорт), а затем, после насыщения территории товаром, стремлением к максимизации прибыли. В результате формируется Э. л. Попытка представить деформацию Э. л. в условиях агломерации была предпринята У. Изардом (1956), но без теоретич. обоснования. Теория Э. л. нуждается в переосмыслении для описания территориальной организации постиндустриального общества.