ШТА́НДОРТ
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТА́НДОРТ (от нем. Standort – местоположение), оптимальная локализация предприятий, используется в теориях размещения производства (штандортных теориях). Термин «Ш. пром. предприятия» введён В. Лаунхардтом (1888) в рамках разработанной им штандортной теории, развёрнутые положения которой были в дальнейшем сформулированы А. Вебером (1909). Теория первоначально была направлена на решение задачи о наиболее выгодном размещении пром. предприятия, использующего сырьё из двух разных мест и обслуживающего рынок, находящийся в третьем месте. Она известна как «локационный треугольник Лаунхардта», или «треугольник Вебера», в котором Вебер дополнительно учитывал стоимость рабочей силы и т. н. агломерац. эффект (экономич. выгоду от территориальной концентрации производств и др. экономич. объектов в городах и агломерациях, в относительно близких друг от друга пунктах). Отход от чисто геометрич. решений предпринял швед. экономист Т. Паландер (1935), использовавший как изодапаны – линии, соединяющие точки с одинаковыми издержками произ-ва, так и др. изолинии для выявления местных различий в издержках. Нахождение Ш. возможно в пространстве с несколькими переменными в фиксиров. точках. В более сложных случаях необходимо использовать методы, основанные на линейном программировании Л. В. Канторовича. При решении задач размещения большого числа предприятий требуется применение стохастич. моделей, цепей Маркова и др. вероятностных подходов. Предпринимались попытки использовать штандортную теорию при нар.-хозяйств. планировании в СССР. Максимизация прибыли при оптимальном размещении произ-ва достигается в экономическом ландшафте.