Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРИ́ЗЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 625

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. И. Борисов

ФРИ́ЗЫ (са­мо­назва­ния: у зап. Ф. – Friezen, у вост. Ф. – Fräisen, у сев. Ф. – Frasch, Fresk, Friisk), зап.-герм. на­род, ко­рен­ное на­се­ле­ние Фрис­лан­дии. Пер­во­на­чаль­но про­жи­ва­ли на по­бе­ре­жье и ост­ро­вах Се­вер­но­го мо­ря от Зап. Шель­ды до Юго-Зап. Ют­лан­дии (се­вер Ни­дер­лан­дов и зем­ли Ниж­няя Сак­со­ния и Шлез­виг-Голь­штейн на се­ве­ро-за­па­де Гер­ма­нии). Де­лят­ся на за­пад­ных (в осн. в пров. Фрис­лан­дия, а так­же Гро­нин­ген в Ни­дер­лан­дах, св. 600 тыс. чел. – 2005, оцен­ка), вос­точ­ных (об­щи­на За­тер­ланд на за­па­де Ниж­ней Сак­со­нии) и се­вер­ных (р-н Сев. Фри­зия на се­ве­ро-за­па­де Шлез­ви­га-Голь­штей­на и о. Гель­го­ланд р-на Пин­не­берг) Ф. Го­во­рят на фриз­ском язы­ке (зап.-фриз. яз. име­ет ста­тус офиц. язы­ка пров. Фрис­лан­дия, вост.-фриз­ские и сев.-фриз­ские – ре­гио­наль­ных язы­ков Гер­ма­нии), рас­про­стра­не­ны так­же ни­дерл. и нем. язы­ки. Ве­рую­щие в осн. лю­те­ра­не и каль­ви­ни­сты, есть ка­то­ли­ки.

Рим. ав­то­ры на­зы­ва­ли Ф. (Frisii, Fri­siavones, Fri­siones, пер­вое упо­ми­на­ние в 12 г. н. э.) на­се­ле­ние при­бреж­ной по­ло­сы Се­вер­но­го м. в дель­те Рей­на. В позд­ней ан­тич­но­сти и ран­нем Сред­не­ве­ко­вье Ф. тес­но кон­так­ти­ру­ют с анг­ла­ми, сак­са­ми, а так­же с на­се­ле­ни­ем Бри­та­нии. В кон. 7 – нач. 8 вв. у Ф. уже из­вес­тен ко­роль – Рад­бод. В это вре­мя сре­ди Ф. на­чи­на­ют дейст­во­вать хри­сти­ан­ские мис­сио­не­ры – уро­жен­цы Бри­та­нии свя­тые Вил­ли­брод (ум. 739), Бо­ни­фа­ций, Ле­бу­ин (ум. ок. 773), уче­ник Ал­куи­на – фриз Люд­гер (ум. 809). Б. ч. Ф. со­став­ля­ли сво­бод­ные кре­сть­я­не. С 7 в. ве­дут ши­ро­кую мор. тор­гов­лю в Сев. Ев­ро­пе (с 12 в. мн. го­ро­да в Ган­зе). В клас­сич. Сред­не­ве­ко­вье из­вест­ны сво­ды фриз­ско­го обыч­но­го пра­ва на нар. язы­ке. Ста­нов­ле­ние лит. яз. свя­за­но с твор­че­ст­вом по­эта Г. Япик­са (1603–66). В 19 в. воз­ник­ло дви­же­ние за нац. воз­ро­ж­де­ние, со­би­ра­ет­ся и изу­ча­ет­ся фриз­ский фольк­лор (Ю. Халь­бер­тс­ма, 1789–1869); в  1844 воз­ник­ло Об-во фриз­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры, в 1915 – Мла­доф­риз­ское об-во, в 1938 – Фриз­ская ака­де­мия. С 1962 в Ни­дер­лан­дах су­ще­ст­ву­ет Фриз­ская Нац. пар­тия.

Кенкенбуум у северных фризов.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Зап. Ев­ро­пы. Тра­диц. за­ня­тия – мо­лоч­ное жи­вот­но­вод­ст­во, ко­не­вод­ст­во (вы­ве­ли фриз­скую по­ро­ду ло­ша­ди), на по­бе­ре­жье – ры­бо­лов­ст­во и ов­це­вод­ст­во. Сель­ское по­се­ле­ние – в осн. ху­тор. Традиц. жи­ли­ще – т. н. фриз­ский дом (гульф­хёйс, стельп­ху­ве), близ­кий к сак­сон­ско­му до­му (см. в ст. Нем­цы), – по­строй­ка с сен­ным са­ра­ем (гульф) в цен­тре, в ко­то­рый ве­дут с ули­цы во­ро­та, под очень вы­со­кой валь­мо­вой кры­шей (стельп), опи­раю­щей­ся на 4–6 стол­бов; жи­лые по­ме­ще­ния – осн. ота­п­ли­вае­мая ком­на­та (кеи­кен), гос­ти­ная (прун­кка­мер), позд­нее так­же спаль­ня – на­хо­ди­лись во фрон­таль­ной час­ти до­ма. У вост. и сев. Ф. жи­лые по­ме­ще­ния час­то вы­де­ля­ют­ся в отд. по­строй­ку (коп), при­мыкаю­щую к кры­то­му хо­зяйств. дво­ру (ромп). Для жен­ско­го кос­тю­ма ха­рак­тер­ны слож­ные ви­соч­ные и на­груд­ные ук­ра­ше­ния, ши­ро­кие юб­ки в мел­кую склад­ку. Из об­ря­дов у сев. Ф. вы­де­ля­ют­ся обы­чаи за­жи­га­ния ко­ст­ров (Бии­кеб­рен­нен) в ночь на празд­ник Пре­сто­ла св. Пет­ра (22 февр.), ус­та­нов­ка на Свят­ки осо­бой де­рев. кон­ст­рук­ции (йооль­бо­ом, кен­кен­бу­ум), ук­ра­шен­ной вен­ком из зе­ле­ни, фи­гур­ка­ми и др. Со­хра­ни­лись ис­то­рич. пре­да­ния и ле­ген­ды (о про­ис­хо­ж­де­нии Ф., о бит­вах с вой­ска­ми Кар­ла Ве­ли­ко­го и др.).

Лит.: Ре­ши­на М. И. Фри­зы. М., 1996; Van der Tuuk L. De Friezen. Utrecht, 2013.

Вернуться к началу