Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОФА́Н ИСПОВЕ́ДНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 269-270

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Е. Афиногенов

ФЕОФА́Н ИСПОВЕ́ДНИК (Фео­фан Сиг­ри­ан­ский) (греч. Θεοφάνης ‘Ομολογητὴς τῆς Σιγριανῆς) (ок. 758/759, Кон­стан­ти­но­поль – 12.3.818, о. Са­моф­ра­кия), ви­зант. цер­ков­ный дея­тель и ис­то­рик; пре­по­доб­ный. Ро­дил­ся в знат­ной се­мье. На­чал при­двор­ную карь­е­ру, но за­тем вме­сте с же­ной при­нял по­стриг и ос­но­вал мон. Ве­ли­ко­го По­ля (ΜεγάλουΑγροῦ, или Сиг­ри­ан­ский) на юж. бе­ре­гу Про­пон­ти­ды, где и жил до 815. В 1-й фа­зе т. н. ми­хи­ан­ско­го рас­ко­ла под­дер­жал пат­ри­ар­ха Та­ра­сия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го про­тив Пла­то­на Сту­ди­та и Фео­до­ра Сту­ди­та. В 815 ре­ши­тель­но про­ти­во­сто­ял ико­но­борч. ме­ро­прия­ти­ям имп. Льва V Ар­мя­ни­на. Не­смот­ря на тя­жё­лую бо­лезнь, под­верг­ся ссыл­ке на о. Са­моф­ра­кия, где умер. Над­гроб­ное сло­во Ф. И. на­пи­са­но Фео­до­ром Сту­ди­том, а од­но из жи­тий – бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Ме­фо­ди­ем Кон­стан­ти­но­поль­ским.

«Хро­но­гра­фия» Ф. И. соз­да­ва­лась как про­дол­же­ние хро­ни­ки Ге­ор­гия Син­кел­ла и ох­ва­ты­ва­ла пе­ри­од с 285 по 813. По его собств. при­зна­нию, Ф. И. поль­зо­вал­ся об­шир­ным ар­хи­вом, со­б­ран­ным Ге­ор­ги­ем. При­мер­но до 780 из­ло­же­ние но­сит ком­пи­ля­тив­ный ха­рак­тер, но за­вер­шаю­щая часть, по-ви­ди­мо­му, при­над­ле­жит са­мо­му Ф. И. В от­ли­чие от сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка, хро­нист рас­пре­де­лил ма­те­ри­ал по ан­на­ли­стич. прин­ци­пу, в ре­зуль­та­те че­го по­ве­ст­во­ват. струк­ту­ра его осн. ис­точ­ни­ков ока­за­лась зна­чи­тель­но на­ру­шен­ной. Тем не ме­нее «Хро­но­гра­фия» – ис­клю­чит. цен­ный ис­точ­ник не толь­ко по ис­то­рии т. н. тём­ных ве­ков (сер. 7 – кон. 8 вв.), но и бо­лее ран­не­го пе­рио­да, вплоть до 4 в., по­сколь­ку со­дер­жит мно­го­числ. фраг­мен­ты не до­шед­ших до нас со­чи­не­ний. Ис­то­рия тек­ста «Хро­но­гра­фии» чрез­вы­чай­но за­пу­тан­на. Ве­ро­ят­но, про­из­ве­де­ние не бы­ло за­кон­че­но, а су­ще­ст­во­ва­ло в фор­ме не­пе­ре­пле­тён­ных лис­тов, ко­то­рые ка­ж­дый пе­ре­пис­чик (древ­ней­шая со­хра­нив­шая­ся ру­ко­пись от­но­сит­ся к сер. 9 в.) ком­по­но­вал по-сво­ему. Уже в 9 в. Ана­ста­сий Биб­лио­те­карь пе­ре­вёл со­чи­не­ние Ф. И. на лат. яз. Ф. И. до­воль­но кри­ти­че­ски от­но­сил­ся к ви­зант. им­пе­ра­то­рам, за ис­клю­че­ни­ем Кон­стан­ти­на I, ко­то­ро­го он пре­воз­но­сил, и Мар­киа­на. Часть «Хро­но­гра­фии», по­свя­щён­ная имп. Ни­ки­фо­ру I, яв­ля­ет­ся, в сущ­но­сти, по­ли­тич. пам­фле­том. Ф. И. поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем со сто­ро­ны имп. Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го, ко­то­рый счи­тал его сво­им пред­ком и при­нял уча­стие в со­став­ле­нии про­дол­же­ния «Хро­но­гра­фии», из­вест­но­го как «Про­дол­жа­тель Фео­фа­на» («The­o­phanes Continuatus»). Со­чи­не­ние Ф. И. ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лось поч­ти все­ми по­сле­дую­щи­ми ав­то­ра­ми ви­зант. все­мир­ных хро­ник.

День па­мя­ти в РПЦ и ка­то­лич. Церк­ви – 12(25) мар­та.

Соч.: Chronographia / Ed. C. de Boor. Lip­siae, 1883–1885. Vol. 1–2; Ле­то­пись от Ди­ок­ле­тиа­на до ца­рей Ми­хаи­ла и сы­на его Фео­фи­лак­та. Ря­зань, 2005.

Лит.: Чи­чу­ров И. С. Ви­зан­тий­ские ис­то­ри­че­ские со­чи­не­ния: «Хро­но­гра­фия» Фео­фа­на, «Бре­виа­рий» Ни­ки­фо­ра. М., 1980; Studies in Theophanes / Ed. M. Jankowiak, F. Monti­na­ro. P., 2015.

Вернуться к началу