Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАГО́Т

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 173

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фагот.

ФАГО́Т (нем. Fagot, от итал. fagotto, букв. – вя­зан­ка, связ­ка; франц. basson), ду­хо­вой языч­ко­вый муз. ин­ст­ру­мент с двой­ной тро­стью. Де­рев. кор­пус дли­ной ок. 135 см со­сто­ит из трёх ко­лен, об­ра­зую­щих свёр­ну­тую труб­ку. Дли­на ство­ла в раз­вёр­ну­том ви­де – ок. 250 см. Един­ст­вен­ная ме­тал­лич. часть – со­еди­нит. труб­ка (эс), на ко­то­рую на­де­ва­ет­ся трость (внеш­не схо­жая с го­бой­ной). Диа­па­зон – от «си-бе­моль» кон­трок­та­вы до «ми» 2-й ок­та­вы. Но­ти­ру­ет­ся ча­ще в ба­со­вом и те­но­ро­вом клю­чах. В со­став сим­фо­нического ор­ке­ст­ра обыч­но вхо­дят 3 Ф. ли­бо 2 Ф. и один кон­тра­фа­гот (низ­кая раз­но­вид­ность Ф.). Тер­мин впер­вые за­фик­си­ро­ван в 14 в., при­ме­нял­ся к ин­ст­ру­мен­там-пред­ше­ст­вен­ни­кам. Ф. на­чал употреб­лять­ся с 16 в. в цер­ков­ных ка­пел­лах. С нач. 17 в. до сер. 18 в. ис­поль­зо­вал­ся в со­ста­ве бас­со кон­ти­нуо. С нач. 18 в. ши­ро­ко при­ме­нял­ся в ка­че­ст­ве ан­самб­ле­во­го (в трио-со­на­тах) и соль­но­го кон­церт­но­го инст­ру­мен­та. Неск. де­сят­ков кон­цер­тов для со­ли­рую­ще­го Ф. или с его уча­сти­ем на­пи­сал А. Ви­валь­ди; от­ли­чав­шие­ся осо­бой вир­ту­оз­но­стью, они со­ста­ви­ли «зо­ло­той фонд» лит-ры для Ф. Зву­ко­вые воз­мож­но­сти ин­ст­ру­мен­та рас­ши­ри­лись в твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­сич. шко­лы и ро­ман­ти­ков; об­раз­цы ори­ги­наль­но­го при­ме­не­ния Ф. – в пар­ти­ту­рах М. И. Глин­ки («Па­те­ти­че­ское трио» для клар­не­та, Ф. и фп., 1832), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (сюи­та «Ше­хе­ра­за­да», 1888), А. К. Ля­до­ва («Ки­ки­мо­ра», 1909). При­ме­ры ис­поль­зо­ва­ния Ф. в му­зы­ке 20 в.: со­ло Ф. в ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ни­ях С. С. Про­кофь­е­ва («Пе­тя и волк», 1936), Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (9-я сим­фо­ния, 1945, и др.), Кон­церт для клар­не­та и Ф. с ор­ке­ст­ром Р. Штрау­са (1947), Фан­та­зия для фа­го­та Э. Ви­ла-Ло­бо­са (1933), Юмо­ри­стич. скер­цо для 4 фа­го­тов Про­кофь­е­ва (1912) и др. В фор­ми­ро­ва­нии отеч. шко­лы иг­ры на Ф. боль­шую роль сыг­ра­ли И. И. Ко­ст­лан, А. Г. Ва­силь­ев, Я. Ф. Шу­берт, Р. П. Те­рё­хин и др.

Лит.: Ле­вин С. Я. Фа­гот. 2-е изд. М., 1983.

Вернуться к началу