УЧЕ́БНИК
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
УЧЕ́БНИК, книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области; осн. вид учебной лит-ры. У. отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп. С одной стороны, он является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой – одним из гл. средств обучения. Как средство обучения У. обладает сложной структурой, которая жёстко связана с содержанием образования, с процессом и результатом усвоения. Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения.
В России существуют разл. подходы к обоснованию оптим. структуры У.: с позиции содержат. компонентов (И. Я. Лернер), У. как комплексная информац. модель учебно-воспитат. процесса (В. П. Беспалько) и др. Разработка в 1970–1980-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый У. не может обеспечить учащимся совр. уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методич. комплекса – совокупности учебно-методич. документации, средств обучения и контроля. В нач. 1980-х гг. такие комплексы были созданы по каждому классу и учебному предмету.
В ходе реформ с нач. 1990-х гг. издание учебной лит-ры стало одним из факторов сохранения единого образоват. пространства. Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также гос. образоват. стандарту.
Развитие идеи У. привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги: аудио-У., электронный У. и др.