Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УЧЕ́БНИК

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 149

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Д. Зуев

УЧЕ́БНИК, кни­га, в ко­то­рой сис­те­ма­ти­че­ски из­ла­га­ют­ся ос­но­вы зна­ний в оп­ре­де­лён­ной об­лас­ти; осн. вид учеб­ной лит-ры. У. от­ве­ча­ет це­лям и за­да­чам обу­че­ния, вос­пи­та­ния и раз­ви­тия оп­ре­де­лён­ных воз­рас­тных и со­ци­аль­ных групп. С од­ной сто­ро­ны, он яв­ля­ет­ся для по­дав­ляю­щей мас­сы уча­щих­ся важ­ным (не­ред­ко ос­нов­ным) ис­точ­ни­ком зна­ний, с дру­гой – од­ним из гл. средств обу­че­ния. Как сред­ст­во обу­че­ния У. об­ла­да­ет слож­ной струк­ту­рой, ко­то­рая жё­ст­ко свя­за­на с со­дер­жа­ни­ем об­ра­зо­ва­ния, с про­цес­сом и ре­зуль­та­том ус­вое­ния. Тео­рия У. раз­ви­ва­ет­ся на сты­ке пе­да­го­ги­ки, пси­хо­ло­гии, ба­зо­вых на­ук, ис­кусств, кни­го­ве­де­ния.

В Рос­сии су­ще­ст­ву­ют разл. под­хо­ды к обос­но­ва­нию оп­тим. струк­ту­ры У.: с по­зи­ции со­дер­жат. ком­по­нен­тов (И. Я. Лер­нер), У. как ком­плекс­ная ин­фор­мац. мо­дель учеб­но-вос­пи­тат. про­цес­са (В. П. Бес­паль­ко) и др. Раз­ра­бот­ка в 1970–1980-х гг. ос­нов тео­рии школь­но­го У. при­ве­ла к вы­во­ду о том, что в ус­ло­ви­ях еди­ной шко­лы, осу­ще­ст­в­ляю­щей все­общее сред­нее об­ра­зо­ва­ние, еди­ный У. не мо­жет обес­пе­чить уча­щим­ся совр. уро­вень об­ра­зо­ва­ния. Бы­ла вы­дви­ну­та за­да­ча соз­да­ния учеб­но-ме­то­дич. ком­плек­са – со­во­куп­но­сти учеб­но-ме­то­дич. до­ку­мен­та­ции, средств обу­че­ния и кон­тро­ля. В нач. 1980-х гг. та­кие ком­плек­сы бы­ли соз­да­ны по ка­ж­до­му клас­су и учеб­но­му пред­ме­ту.

В хо­де ре­форм с нач. 1990-х гг. из­да­ние учеб­ной лит-ры ста­ло од­ним из фак­то­ров со­хра­не­ния еди­но­го об­ра­зо­ват. про­стран­ст­ва. Осн. кри­те­ри­ем оцен­ки У. яв­ля­ет­ся его со­от­вет­ст­вие ба­зис­но­му ин­ва­ри­ант­но­му учеб­но­му пла­ну или ва­риа­тив­ным ре­гио­наль­ным учеб­ным пла­нам, а так­же гос. об­ра­зо­ват. стан­дар­ту.

Раз­ви­тие идеи У. при­ве­ло к соз­да­нию но­вых его форм, не имею­щих во­пло­ще­ния в ви­де кни­ги: ау­дио-У., элек­трон­ный У. и др.

Лит.: Бей­лин­сон В. Г. Во­про­сы со­вер­шен­ст­во­ва­ния школь­но­го учеб­ни­ка. М., 1975; он же. Ар­се­нал об­ра­зо­ва­ния. 2-е изд. М., 2005; Пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы по­строе­ния школь­ных учеб­ни­ков / Под ред. Г. Г. Гра­ник. М., 1979; Ка­ким быть учеб­ни­ку: Ди­дак­ти­че­ские прин­ци­пы по­строе­ния / Под ред. И. Я. Лер­не­ра, Н. М. Шах­мае­ва. М., 1992. Ч. 1–2; Зу­ев Д. Д. Школь­ный учеб­ник. М., 2015.

Вернуться к началу