Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕННА́И

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 445-446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Ю. Котин (история)

ЧЕННА́И, го­род в Ин­дии, адм. центр шта­та Та­мил­над. Нас. 4,6 млн. чел. (2011, пе­ре­пись), в пре­де­лах гор. аг­ло­ме­ра­ции 9,8 млн. чел. (2016, оцен­ка). Рас­по­ло­жен в юж. час­ти стра­ны, на Ко­ро­ман­дель­ском бе­ре­гу Бен­галь­ско­го зал. Круп­ный транс­порт­ный узел (вы­со­ко­ско­ро­ст­ные ав­то­ма­ги­ст­ра­ли до Мум­баи и Каль­кут­ты, сеть при­го­род­ных ж.-д. ли­ний и др.). Важ­ный мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт. Мет­ро­по­ли­тен (2015).

Ос­но­ван в 1639 Анг­лий­ской Ост-Инд­ской ком­па­ни­ей (ОИК) близ та­миль­ских де­ре­вень Чен­на­пат­нам и Мад­рас­пат­нам (от­сю­да дан­ное го­ро­ду назв. Мад­рас), пор­туг. пор­та Сан-То­ме и, со­глас­но ле­ген­де, не­да­ле­ко от мес­та му­че­нич. ги­бе­ли св. Фо­мы. В 1640 ос­но­ван форт Сент-Джордж, во­круг не­го на­чал фор­ми­ро­вать­ся «Бе­лый го­род», на­се­лён­ный ев­ро­пей­ца­ми, к югу от ко­то­ро­го воз­ник «Чёр­ный го­род», где про­жи­ва­ло ис­кон­ное инд. на­се­ле­ние. В 1746 за­хва­чен фран­цу­за­ми, возвращён ОИК в 1749. С 1947 адм. центр про­вин­ции (с 1950 шта­та) Мад­рас не­за­ви­си­мой Ин­дии, с 1969 – шта­та Та­мил­над. В 1996 пе­ре­име­но­ван в Чен­наи.

Здание Национальной художественной галереи. 1906. Архитектор Х. Эруин.

Сре­ди со­ору­же­ний в фор­мах клас­си­циз­ма – форт Сент-Джордж (1640–54, пе­ре­стро­ен) с ц. Св. Ма­рии (1678–1680, пе­ре­строе­на) и др. по­строй­ка­ми (пре­им. 2-й пол. 18 в.), Бан­кет­ный зал (1802, ны­не зал Рад­жад­жи), со­бор Сент-Джордж (1815) и ц. Сент-Эн­д­рю (1821; оба зда­ния – ар­хи­тек­то­ры Дж. Кол­ду­элл и Т. Ф. де Ха­вил­ленд), ре­зи­ден­ция брит. гу­бер­на­то­ра в р-не Гин­ди (Гвин­ди; ны­не Радж-Бха­ван; 1820-е гг.). В ин­до-са­ра­цин­ском сти­ле воз­ве­де­ны дво­рец Че­пок (Че­па­ук; 1870; на ос­но­ве зда­ния 18 в.), Се­нат­ский кор­пус Мад­рас­ско­го ун-та (1874–79, оба – арх. Р. Чи­золм), зда­ние су­да (1892, ар­хи­тек­то­ры Дж. Брас­синг­тон и Х. Эру­ин), ком­плекс Пра­ви­тель­ст­вен­но­го му­зея (2-я пол. 19 в.) с Нац. ху­дож. га­ле­ре­ей (1906, арх. Х. Эру­ин). Так­же в Ч.: ин­дуи­ст­ский храм Ка­па­лиш­ва­рар (ос­но­ван в 7 в., со­ору­же­ния пре­им. 16 в.), Боль­шая ме­четь (кон. 18 в.), зда­ние Ин-та Па­чай­яп­пы в не­ог­ре­че­ском сти­ле (1850; ко­пия афин­ско­го хра­ма Ге­фе­стей­он), Центр. во­кзал в нео­ро­ман­ском сти­ле (2-я пол. 19 в.), ба­зи­ли­ка Сан-То­ме в рус­ле нео­го­ти­ки (ос­но­ва­на в 16 в.; 1893), не­о­клас­си­ци­стич. «Зда­ние Ри­по­на» (Ра­ту­ша; 1909–13), жел.-бе­тон. Юж. во­кзал в фор­мах не­оклас­си­циз­ма с эле­мен­та­ми тра­диц. юж­ноинд. зод­че­ст­ва (нач. 1920-х гг.), ме­мо­ри­ал по­эта Ти­ру­вал­лу­ва­ра «Вал­лу­вар Кот­там» (1976).

Ч. – круп­ный центр об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и куль­ту­ры Ин­дии. Сре­ди ве­ду­щих н.-и. уч­ре­ж­де­ний: ин-ты – ко­же­вен­ной пром-сти (1948), Центр. ин-т элек­тро­ни­ки (1953), ту­бер­ку­лё­за (1956), ма­те­ма­тич. на­ук (1962), Центр. ин-т про­из-ва пла­ст­масс (1968), ма­те­ма­ти­ческий (1989), эпи­де­мио­ло­гии (1999). Мно­го­числ. н.-и. цен­тры (в т. ч. ком­паний: «Mahindra Aerospace» – авиац. пром-сть; франц. «Saint-Gobain» – произ-во строй­ма­те­риа­лов, франц. «Va­leo» – ав­то­ком­плек­тую­щие). Сре­ди ву­зов – ун-ты: Мад­рас­ский (1857), тех­нич. «Анна» (1978), мор­ской (2008); Мад­рас­ская муз. ака­де­мия (1928), кам­пус Инд. тех­но­ло­гич. ин-та (ве­дёт ис­то­рию с 1959; в его со­ста­ве – Нац. ис­сле­до­ва­тель­ский центр го­ре­ния и др.) и др. Круп­ней­шие пуб­лич­ные биб­лио­те­ки – Цен­траль­ная «Кон­не­ма­ра» (1890; один из 4 Нац. де­по­зи­та­ри­ев) и гос. шта­та Та­мил­над «Ан­на Сен­ти­на­ри» (2010). Гос. ар­хив шта­та Та­мил­над (1909). Му­зеи: Пра­ви­тель­ст­вен­ный (Мад­рас­ский; ве­дёт ис­то­рию с 1851), же­лез­но­до­рож­ный (2002) и др. В Ч. про­во­дят­ся мно­го­числ. ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли (в т. ч. еже­год­ный ки­но­фес­ти­валь, с 2003), вы­став­ки и яр­мар­ки. Пла­не­та­рий (1988). Бо­та­нич. са­ды «Сем­мо­зи Пун­га» (2010) и «Мад­ха­ва­рам» (2013). Зоо­парк (ве­дёт ис­то­рию с 1855).

Важ­ный спор­тив­ный центр. Сре­ди спор­тив­ных со­ору­же­ний – ста­дио­ны: мно­го­функ­цио­наль­ный им. Дж. Не­ру (40 тыс. мест) и кри­кет­ный им. М. А. Чи­дам­ба­ра­ма (1916; 38 тыс. мест). Ч. – ме­сто про­ве­де­ния мн. ме­ж­ду­нар. со­стя­за­ний, в т. ч. чем­пио­на­тов ми­ра по кри­ке­ту (1987, 1996 и 2011), Юж­но­ази­ат­ских игр (1995) и др. В 2013 здесь со­сто­ял­ся матч за зва­ние чем­пио­на ми­ра по шах­ма­там ме­ж­ду В. Анан­дом и М. Карл­се­ном.

Ч. – один из гл. эко­но­мич. цен­тров стра­ны (6-е ме­сто по объ­ё­му ВРП сре­ди инд. го­ро­дов, 2011), «во­ро­та Юж­ной Ин­дии». Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (св. 70% за­ня­тых, нач. 2010-х гг.). В аг­ло­ме­ра­ции Ч. раз­ви­ва­ют­ся вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные от­рас­ли, дей­ст­ву­ют спец. эко­но­мич. зо­ны и тех­но­пар­ки (один из круп­ней­ших в стра­не ИТ-пар­ков TIDEL и др.). На­ря­ду с Бан­га­ло­ром и Хай­дар­аба­дом, Ч. – важ­ный центр инд. ИТ-ин­ду­ст­рии (сре­ди ком­па­ний – инд. «Polaris Consulting & Services», од­на из ве­ду­щих в стра­не). Сре­ди др. сек­то­ров сфе­ры ус­луг вы­де­ля­ют­ся бан­ков­ско-фи­нан­со­вый биз­нес (один из гл. нац. цен­тров на­ря­ду с Мум­баи), адм. (в т. ч. кор­по­ра­тив­ное управ­ле­ние), здра­во­охра­не­ние (св. 800 уч­ре­ж­де­ний, вклю­чая Гос. гл. боль­ни­цу – од­ну из ста­рей­ших в стра­не), тор­гов­ля, аут­сор­синг биз­нес-про­цес­сов. В Ч. ба­зи­ру­ют­ся Мад­рас­ская фон­до­вая бир­жа (1920), штаб-квар­ти­ры и от­де­ле­ния нац. (в т. ч. гос. Indian Overseas Bank и Ре­зерв­но­го бан­ка Ин­дии) и иностр. (офис Все­мир­но­го бан­ка) бан­ков. Важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Ч. – 4-й по пас­са­жи­ро­обо­ро­ту в стра­не (14,3 млн. пас­са­жи­ров в 2014/15). Мор. гру­зо­пе­ре­воз­ки осу­ще­ст­в­ля­ют­ся че­рез пор­ты Ч. (гру­зо­обо­рот 51,1 млн. т – 6-е ме­сто в стра­не, 2013/14; ок. 20% нац. мор. кон­тей­нер­ных пе­ре­во­зок) и Эн­нор (27,3 млн. т; един­ст­вен­ный ча­ст­ный порт в стра­не). Раз­ви­та ки­но­ин­ду­ст­рия (ки­но­ком­па­ния «Sun Pictures» – од­на из ве­ду­щих в Ин­дии). Ч. – один из са­мых по­се­щае­мых ту­ри­ста­ми го­ро­дов Ин­дии (св. 17 млн. чел. в 2011, в т. ч. ино­стран­цы ок. 7%), гл. центр мед. ту­риз­ма (ок. 45% иностр. и 30–40% внутр. ту­ри­стов). Сре­ди др. по­пу­ляр­ных ви­дов ту­риз­ма – куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный и пляж­ный.

Гл. от­расль пром-сти – мно­го­от­рас­ле­вое ма­ши­но­строе­ние (в т. ч. ав­то­мо­би­ле­строе­ние и вы­пуск про­дук­ции во­ен. на­зна­че­ния). Аг­ло­ме­ра­ция Ч. и её ок­ре­ст­но­сти – один из осн. нац. ор­га­ни­зац. и про­из­водств. цен­тров ав­то­мо­би­ле­строе­ния («ин­дий­ский Дет­ройт»), а так­же про­из-ва ав­то­ком­плек­тую­щих. Здесь раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ры нац. ав­то­мо­би­ле­строит. ком­па­нии «Ashok Ley­land», до­чер­них ком­па­ний в струк­ту­ре япон. «Isuzu Motors», кор. «Hy­un­dai Motor», герм. «Daimler», франц.-япон. «Renault-Nissan». Сре­ди пред­при­ятий – ав­то­мо­биль­ные за­во­ды ком­па­ний «For­ce Motors», «Hyundai Motor», «Daimler», «Renault-Nissan». Вы­пуск ав­то­мо­биль­ных дви­га­те­лей, транс­мис­сий и их ком­по­нен­тов (ком­па­ния «Avtec»). Про­из-во пас­са­жир­ских ва­го­нов («Integral Coach Factory»); ре­монт ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва. Так­же в Ч. – штаб-квар­ти­ры ком­па­ний «TVS Motor Company» (мо­то­цик­лы, мо­то­рол­ле­ры и мо­то­рик­ши), «Тractors and Farm Equipment» (трак­то­ры) и «Tebma Shipyards» (су­до­строе­ние). Осн. про­дук­ция во­ен. на­зна­че­ния – авио­ни­ка, ра­да­ры и др. элек­трон­ная тех­ни­ка (вы­пуск под кон­тро­лем гос. ком­па­нии «Bharat Electronics»), бро­не­тан­ко­вая тех­ни­ка (тан­ко­вый за­вод в Ава­ди). Раз­ви­та элек­трон­ная пром-сть (один из осн. цен­тров в Ин­дии). Сре­ди др. от­рас­лей пром-сти – неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая (НПЗ мощ­но­стью 9,25 млн. т сы­рой неф­ти в год), хи­мич. (за­вод ком­па­нии «Supreme Petrochem» по вы­пус­ку по­ли­сти­ро­ла и др.), лёг­кая (один из круп­ных нац. цен­тров со спе­циа­ли­за­ци­ей на об­ра­бот­ке кож, вы­пус­ке ко­жа­ных из­де­лий, го­то­вой оде­ж­ды, тка­ней тех­нич. на­зна­че­ния), пи­ще­вку­со­вая. Неск. ТЭС (в т. ч. Се­вер­ная, мощ­ность 1830 МВт). Ры­бо­лов­ст­во.

К се­ве­ру от Ч. – кос­мо­дром Шри­ха­ри­ко­та.

Лит.: Ша­пош­ни­ко­ва Л. В. Го­ды и дни Мад­ра­са. М., 1971; Madras, Chennai: A 400-year record of the first city of modern India / Ed. by S. Muthiah. Chennai, 2008.

Вернуться к началу