Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУН СЮЦЮА́НЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ХУН СЮЦЮА́НЬ (на яз. хак­ка – Фун Сюч­хи­он; так­же Хун Жэн­кунь, Хун Хо­сю) (1.1.1814, Фую­ань­шуй, Гу­ан­дун – 1.6.1864, Нан­кин), идео­лог и ос­но­ва­тель дви­же­ния тай­пи­нов, пер­вый пра­ви­тель Тай­пин тянь­го. Из бед­ной се­мьи хак­ка. В 1836 от­пра­вил­ся в Гу­ан­чжоу для сда­чи эк­за­ме­на на пра­во за­ни­мать чи­нов­ничьи по­сты и по­зна­ко­мил­ся с мис­сио­не­ра­ми-еван­ге­ли­ста­ми. В 1837 по­втор­ная не­уда­ча на эк­за­ме­не ста­ла при­чи­ной тя­жё­лой бо­лез­ни; бу­ду­чи при смер­ти, Х. С., по его сло­вам, пе­ре­жил мис­тич. опыт и объ­я­вил се­бя млад­шим бра­том Ии­су­са Хри­ста, по­слан­ным в мир для кре­ще­ния Ки­тая и ис­це­ле­ния его от лож­ных уче­ний. Х. С. унич­то­жил буд­дий­ские и да­ос­ские ал­та­ри в сво­ём до­ме и стал про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ст­во в собств. свое­об­раз­ной ин­тер­пре­та­ции. В 1843 в род­ном се­ле ос­но­вал Об-во по­кло­не­ния Бо­гу (Бай Шан­ди ху­эй), в 1844 вме­сте с не­сколь­ки­ми уче­ни­ка­ми был вы­ну­ж­ден бе­жать в со­сед­нюю пров. Гу­ан­си. По­сте­пен­но во­круг Х. С. сло­жил­ся мно­го­числ. круг сто­рон­ни­ков, при­вле­чён­ных урав­ни­тель­ны­ми идея­ми и при­зы­ва­ми бо­роть­ся с вла­стью мань­чжу­ров. 23.3.1851 Х. С. объ­я­вил се­бя Не­бес­ным ца­рём Не­бес­но­го гос-ва Ве­ли­ко­го бла­го­ден­ст­вия (Тай­пин тянь­го). В мар­те 1853 тай­пи­ны ов­ла­де­ли круп­ней­шим го­ро­дом центр. Ки­тая – Нан­ки­ном, став­шим их сто­ли­цей, и за­ня­ли имп. дво­рец. Х. С. бы­ла опуб­ли­ко­ва­на сво­его ро­да кон­сти­ту­ция Тай­пин тянь­го «Зе­мель­ная сис­тема Не­бес­ной ди­на­стии» («Тянь-чао­тянь-муч­жи-ду»), под­роб­но опи­сы­ваю­щая ос­но­вы но­во­го го­су­дар­ст­ва. Вско­ре Х. С. прак­ти­че­ски ото­шёл от дел, пе­ре­дав ре­аль­ную власть спод­виж­ни­кам и уг­лу­бив­шись в изу­че­ние хри­сти­ан­ст­ва. 1.6.1864, ко­гда по­ра­же­ние Тай­пин тянь­го ста­ло не­из­беж­ным, Х. С. по­кон­чил с со­бой, при­няв яд. По­сле па­де­ния Нан­ки­на его те­ло бы­ло вы­ко­па­но и со­жже­но. Х. С. – пер­вый в ис­то­рии Ки­тая ре­лиг. дея­тель, по­пы­тав­ший­ся ши­ро­ко рас­про­стра­нить в стра­не хри­сти­ан­ские идеи, при этом ра­ди­каль­но от­ри­цая тра­диц. ве­ро­ва­ния и обы­чаи. Его об­раз сыг­рал не­ма­лую роль в фор­ми­ро­ва­нии ре­во­люц. ми­ро­воз­зре­ния кит. ин­тел­ли­ген­ции.

Лит.: Коб­зев А. И. Хун Сю­цю­ань // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2006. Т. 1.

Вернуться к началу