Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХРИСТОВОВЕ́РЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 197-198

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ХРИСТОВОВЕ́РЫ (хлы­сты, лю­ди Бо­жьи, бе­ло­риз­цы), рус. мис­ти­че­ское ре­ли­ги­оз­ное дви­же­ние. За­ро­ди­лось в сер. 17 в. сре­ди кре­сть­ян в рай­оне ме­ж­ду Му­ро­мом, Ко­ст­ро­мой, Вла­ди­ми­ром и Ниж­ним Нов­го­ро­дом. Пер­вое след­ст­вие по де­лу Х. про­шло в 1717, в 1733–39 осу­ж­де­ны 303 пред­ста­ви­те­ля дви­же­ния (каз­не­ны неск. свя­щен­но­слу­жи­те­лей), в 1745–56 – ок. 500 чел. (31 – каз­нён), в т. ч. один из ли­де­ров, юро­ди­вый Ан­д­ре­ян Пет­ров. В 1730-х гг. в Мо­ск­ве дей­ст­во­ва­ли 13 со­б­ра­ний Х., в т. ч. в Ива­нов­ском, Чу­до­вом, Пет­ров­ском и др. мо­на­сты­рях. Х. про­ник­ли в выс­шие слои рус. об­ще­ст­ва (кру­жок Е. Ф. Та­та­ри­но­вой, за­пре­щён в 1837) и к сер. 19 в. ста­ли са­мым мно­го­числ. рус. сек­тант­ским дви­же­ни­ем. За­кры­тые об­щи­ны Х. дей­ст­ву­ют в Орен­бург­ской, Са­мар­ской, Там­бов­ской об­лас­тях и на Сев. Кав­ка­зе.

Ис­то­ки Х. ис­сле­до­ва­те­ли на­хо­дят в рус. ре­лиг. тра­ди­ци­ях, нар. ве­ро­ва­ни­ях, фольк­ло­ре, иси­хаз­ме и ас­ке­тиз­ме. Для дви­же­ния об­щи­ми бы­ли идея о во­пло­ще­нии Бо­га в че­ло­ве­ке (Хри­стос Сам вы­би­ра­ет сы­но­вей или дос­тичь Его во­пло­ще­ния мож­но че­рез стро­гую ас­ке­зу), ино­ска­за­тель­ное тол­ко­ва­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ожи­да­ние Страш­но­го су­да (при уча­стии ли­де­ров Х.), край­ний ас­ке­тизм и за­прет бра­ка. Х. счи­та­ли своё об­ще­ст­во тай­ной ис­тин­ной цер­ко­вью, но час­то со­хра­ня­ли при­над­леж­ность к Рус­ской церк­ви. Ли­де­ры об­щин (ко­раб­лей) име­но­ва­лись «хри­ста­ми», «бо­го­ро­ди­ца­ми» и «корм­щи­ка­ми». Во вре­мя бо­го­слу­же­ний (со­бо­ров) в по­ме­ще­ни­ях (си­он­ских гор­ни­цах, ие­ру­са­ли­мах), на­дев бе­лые ру­ба­хи, по­сле­до­ва­те­ли чи­та­ли Ии­су­со­ву и др. мо­лит­вы и ду­хов­ные сти­хи. За­тем про­ис­хо­ди­ло ра­де­ние, вклю­чав­шее разл. «про­ро­че­ст­ва», го­во­ре­ние на «иных» язы­ках, оди­ноч­ные и груп­по­вые вра­ще­ния и хо­ро­во­ды, при­ча­ще­ние хле­бом и ква­сом.

Лит.: Ива­нов­ский Н. И. Ру­ко­во­дство по ис­то­рии и об­ли­че­нию ста­ро­об­ряд­че­ско­го рас­ко­ла. 9-е изд. Ка­зань, 1913. Ч. 3; Бон­дарь С. Д. Сек­ты хлы­стов ша­ло­пу­тов, ду­хов­ных хри­сти­ан, ста­рый и но­вый Из­ра­иль и суб­бот­ни­ков и иу­дей­ст­вую­щих. П., 1916; Кли­ба­нов А. И. Ре­ли­ги­оз­ное сек­тант­ст­во в про­шлом и на­стоя­щем. М.,1973; Пан­чен­ко А. А. Хри­стов­щи­на и скоп­че­ст­во: Фольк­лор и тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра рус­ских мис­ти­че­ских сект. М., 2002; Сер­га­зи­на К. Т. «Хо­ж­де­ние вкруг»: Ри­ту­аль­ная прак­ти­ка пер­вых об­щин хри­сто­ве­ров. М., 2015.

Вернуться к началу