Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́РЛЕ ЛАРС ЮХАН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ВЕ́РЛЕ (Werle) Ларс Юхан (23.6.1926, Евле — 3.8.2001, Гётеборг), шведский композитор. В школьные годы самостоятельно изучил нотную грамоту, освоил игру на фортепиано, руководил джазовым ансамблем. В 1948–51 учился в Уппсальском университете, в т. ч. у К. А. Моберга – основателя современного шведского музыковедения. В 1949–52 брал уроки у С. Э. Бекка в Уппсале (полифония, композиция). В 1958–70 зав. редакцией камерных музыкальных программ на Шведском радио. С 1970 преподавал в Государственной школе музыкальной драмы (ныне Стокгольмский оперный колледж), с 1977 вёл класс композиции в Гётеборгской музыкальной академии. Международную известность композитору принесла написанная в технике сериализма пьеса «Пентаграмма» для струнного квартета (1-я премия Международного конкурса композиторов «Gaudeamus» в Нидерландах, 1960). Среди сочинений для музыкального театра – опера «Мечта о Терезе» («Drömmen om Thérèse»; по новелле «За ночь любви» Э. Золя), поставленная на сцене Шведской королевской оперы (Стокгольм, 1964); позднее опера с успехом демонстрировалась на Эдинбургском фестивале (1974). В опере «Путешествие» («Resan»; Гамбург, 1969; по повести П. К. Ерсильда; драматургическая основа — контраст между повседневной жизнью женщины из пригорода и фантастическим миром ментальных переживаний друга её детства) В. использовал экспериментальный кинематографический приём флешбэк. Среди др. сочинений для музыкального театра: камерные оперы «Власть цветов» («Flower power»; на пацифистскую тему; Стокгольм, 1974) и «Сон в летнюю ночь» (по У. Шекспиру; с элементами джаза и рока; Мальмё, 1985). Автор балета «Зодиак» (1966), балета с пением «Заря уже настала?» («Är gryningen redan här?»; на стихи провансальских трубадуров; 1980), многих вокально-симфонических, хоровых и камерных сочинений (популярна хоровая кантата «126-я канцона Петрарки», 1967, с мадригализмами в стиле К. Монтеверди), музыки к кинофильмам И. Бергмана («Персона», 1966; «Час волка», 1968) и А. Шёберга («Остров», 1966).

Лит.: Heijne I. von. Lars Johan Werle. Svenska tonsättare. Stockholm, 2007.

Вернуться к началу