Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УА́ЙТМЕН ПОЛ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 642

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

УА́ЙТМЕН (Whiteman) Пол (28.3.1890, Ден­вер, штат Ко­ло­ра­до – 29.12.1967, Дойлс­таун, штат Пен­силь­ва­ния), амер. джа­зо­вый и эс­т­рад­ный ди­ри­жёр, про­дю­сер. Сис­те­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. В 1919 ор­га­ни­зо­вал свой пер­вый ор­кестр в Сан-Фран­ци­ско. С 1920 жил в Нью-Йор­ке, ру­ко­во­дил раз­ны­ми ор­ке­ст­ра­ми, ра­бо­тав­ши­ми под брен­дом У. Пер­вую из­вест­ность У. при­нес­ли пуб­ли­ка­ции ау­дио­за­пи­сей пе­сен «Whispe­ring» и «Japanese Sandman» (1920), ор­ке­ст­ро­вый «са­унд» для ко­то­рых соз­дал проф. ком­по­зи­тор, аран­жи­ров­щик и пиа­нист Ф. Гро­фе (1892–1972; ра­бо­тал с У. в 1920–31). У. за­ка­зал Дж. Гер­шви­ну «Рап­со­дию в блю­зо­вых то­нах», ко­то­рую Гро­фе аран­жи­ро­вал для ор­ке­ст­ра; по­сле успеш­ной пре­мье­ры (Нью-Йорк, 1924) «Рап­со­дия» на мн. го­ды ста­ла эмб­ле­мой «ор­ке­ст­ра Уайт­ме­на». Экс­пе­рим. му­зы­ку в сти­ле сим­фо­нич. джа­за для У. пи­са­ли (кро­ме Гер­шви­на и Гро­фе) В. Хер­берт, У. Г. Стилл, Дж. Ан­тейл, М. Гулд, Дюк Эл­линг­тон. При этом ши­ро­кое при­зна­ние за­вое­ва­ли про­стые эс­т­рад­ные пес­ни и тан­цы (валь­сы, фок­ст­ро­ты и др.): «Ра­мо­на», «Бу­маж­ная лу­на», «Три ча­са но­чи», «Мои го­лу­бые не­бе­са», «Ко­гда я в тво­их ру­ках» и др. У. га­ст­ро­ли­ро­вал со сво­им ор­ке­ст­ром в Ев­ро­пе (с 1923) и США, не­од­но­крат­но вы­сту­пал в Кар­не­ги-хол­ле, с 1928 – по амер. радио. Снял­ся в 13 филь­мах, пер­вый из них – «Ко­роль джа­за» (1930, реж. Дж. М. Ан­дер­сон, му­зы­ка в аран­жи­ров­ке Гро­фе, пес­ни ис­пол­нял Б. Крос­би и др.). В нач. 1940-х гг., с на­сту­п­ле­ни­ем эры свин­га, ото­шёл от ру­ко­во­дства ор­ке­ст­ром, за­ни­мал­ся адм. ра­бо­той.

У. – клю­че­вая фи­гу­ра в амер. мас­совой муз. куль­ту­ре 1920-х и от­час­ти 1930-х гг. «Са­унд» У. ока­зал мощ­ное влия­ние на эс­т­рад­ную му­зы­ку во всём ми­ре, вплоть до СССР. Амер. кри­ти­ки об­ви­ня­ли У. в «про­фа­на­ции» и ком­мер­циа­ли­за­ции джа­за, при­зна­вая при этом боль­шое зна­че­ние его дея­тель­но­сти для по­пу­ля­ри­за­ции джа­за.

Лит.: Rayno D. P. Whiteman: pioneer in Ame­rican music. Lanham, 2003–2009. Vol. 1–2.

Вернуться к началу