Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОСКАНИ́НИ АРТУРО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 315-316

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева
А. Тосканини.

ТОСКАНИ́НИ (Toscanini) Ар­ту­ро (25.3.1867, Пар­ма – 16.1.1957, Нью-Йорк), итал. ди­ри­жёр. Один из круп­ней­ших ди­ри­жё­ров 1-й пол. 20 в. Из се­мьи порт­но­го. Окон­чил Парм­скую конс. по клас­су вио­лон­че­ли Л. Ка­ри­ни (1885), иг­рал в ор­ке­ст­ре Парм­ской опе­ры. Ди­ри­жёр­скую карь­е­ру на­чал в 1886 в Рио-де-Жа­ней­ро, где га­ст­ро­ли­ро­вал как вио­лон­че­лист в со­ста­ве ор­ке­ст­ра пе­ре­движ­ной итал. опер­ной труп­пы, в сроч­ном по­ряд­ке за­ме­нив ди­ри­жё­ра (опе­ра «Аи­да» Дж. Вер­ди). В 1887 в ка­че­ст­ве вио­лон­че­ли­ста уча­ст­во­вал в ми­ро­вой премь­е­ре опе­ры «Отел­ло» Вер­ди (творч. кон­так­ты Т. и Вер­ди, ко­то­рый впо­след­ст­вии вы­со­ко оце­нил ди­ри­жёр­ский та­лант Т., про­дол­жа­лись до кон­ца жиз­ни ком­по­зи­то­ра). С то­го же го­да ди­ри­жи­ро­вал в итал. опер­ных те­ат­рах (впер­вые – в Ту­ри­не), сре­ди по­ста­но­вок – ми­ро­вые пре­мье­ры опер «Пая­цы» Р. Ле­он­ка­вал­ло (Ми­лан, 1892) и «Бо­ге­ма» Дж. Пуч­чи­ни (Ту­рин, 1896). В 1895–98 муз. рук. опер­но­го те­ат­ра в Ту­ри­не, в 1896 воз­гла­вил Гор. сим­фо­нич. ор­кестр, с ко­то­рым в 1898 дал се­рию из 44 кон­цер­тов. В 1898–1903, 1906–08 гл. ди­ри­жёр ми­лан­ско­го те­ат­ра «Ла Ска­ла», ди­ри­жи­ро­вал в т. ч. итал. пре­мье­ра­ми опер Р. Штрау­са, К. Де­бюс­си. В 1908–15 гл. ди­ри­жёр «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры» (Нью-Йорк); здесь под упр. Т. со­стоя­лись ми­ро­вая пре­мье­ра опе­ры «Де­вуш­ка с За­па­да» Пуч­чи­ни (1910), амер. пре­мье­ры опер «Ар­ми­да» К. В. Глю­ка (1910) и «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (1913). В 1920–29 гл. ди­ри­жёр ре­ор­га­ни­зо­ван­но­го те­ат­ра «Ла Ска­ла», сфор­ми­ро­вал но­вые ор­кестр и хор, с ко­то­ры­ми га­ст­ро­ли­ро­вал по Ита­лии, США и Ка­на­де. В кон. 1910-х гг. сим­па­ти­зи­ро­вал иде­ям итал. на­циз­ма, но вско­ре ра­ди­каль­но из­ме­нил свои взгля­ды: в 1926, по­сле ми­ро­вой пре­мье­ры опе­ры Пуч­чи­ни «Ту­ран­дот» в «Ла Ска­ла», от­ка­зал­ся ис­пол­нять на­ци­ст­ский гимн «Giovinezza». В 1933 от­ка­зал­ся уча­ст­во­вать в Бай­рёйт­ском фес­ти­ва­ле (ди­ри­жи­ро­вал там в 1930–1931), а в 1938 – и в Зальц­бург­ском (ди­ри­жи­ро­вал в 1934–37). В 1928–36 худ. рук. Нью-Йорк­ско­го фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра (в кон. 1920-х гг. совм. с В. Мен­гель­бер­гом), в 1930 с боль­шим ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­вал с ним по Ев­ро­пе. В 1937–1954 воз­глав­лял вновь соз­дан­ный Ор­кестр Эн-Би-Си (NBC; Нац. ра­дио­ве­ща­тель­ная кор­по­рация США), с ко­то­рым га­ст­ро­ли­ро­вал в Сев. и Юж. Аме­ри­ке, мно­го вы­сту­пал по ра­дио и за­пи­сы­вал­ся на грам­пла­стин­ки. По­след­ний кон­церт Т. (с ор­ке­ст­ром Эн-Би-Си) со­сто­ял­ся в 1954.

Наи­бо­лее зна­чи­те­лен вклад Т. в ис­торию итал. опер­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва: под его ру­ко­во­дством в «Ла Ска­ла» зна­чи­тель­но вы­рос уро­вень ан­самб­ле­вой дис­ци­п­ли­ны и ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва. От всех сво­их со­вре­мен­ни­ков Т. от­ли­чал­ся фа­на­тич. при­вер­жен­но­стью ав­тор­ско­му те­кс­ту; об­ла­дал ис­клю­чит. муз. слу­хом и па­мя­тью. Т. про­сла­вил­ся осо­бым пер­фек­цио­низ­мом в осу­ще­ст­в­ле­нии муз.-ис­пол­ни­тель­ско­го за­мыс­ла, вы­со­кой тре­бо­ва­тель­но­стью к се­бе, пев­цам и ор­ке­ст­ран­там, а так­же к пуб­ли­ке (в зри­тель­ном за­ле ввёл в прак­ти­ку вы­клю­че­ние све­та и обя­зал дам сни­мать го­лов­ные убо­ры, пре­се­кал «би­сы» пев­цов).

Лит.: Hughes S. The Toscanini legacy. 2nd ed. N. Y., 1969; Валь­ден­го Д. Я пел с То­ска­ни­ни. 2-е изд. Л., 1989; Sachs H. Toscanini. L., 1978; Frank M. H. A. Toscanini: the NBC years. Portland, 2002.

Вернуться к началу