Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЭ́ССЮ

Авторы: О. В. Чернова
Сэссю. «Зимний пейзаж». 1486. Национальный музей (Токио).

СЭ́ССЮ (наст. имя и фам. Тойо Ода; псев­до­ни­мы Ун­ко­ку, Го Би­кэй­сай, Бэй­гэн Сан­сю) (1420, дер. Ака­ха­ма, пров. Бит­тю – 1506, мон. Дай­ки­ан, пров. Ива­ми), япон. жи­во­пи­сец. Из ро­да ху­дож­ни­ков, по­этов и свя­щен­ни­ков. Учил­ся в мон. Хо­фу­куд­зи, за­тем в Сёко­куд­зи у пей­за­жи­ста Сю­бу­на. В 1468 уе­хал в Ки­тай для изу­че­ния жи­во­пи­си («Мо­на­стырь Юй-ван» и др.). В Пе­ки­не ис­пол­нил рос­пись за­ла це­ре­мо­ний в имп. двор­це. Ес­ли до С. япон. пей­заж 13–14 вв. был вдох­нов­лён мо­но­хром­ны­ми кит. пей­за­жа­ми и мас­те­ра пред­по­чи­та­ли изо­бра­жать ланд­шаф­ты Ки­тая, то С. стал ро­до­на­чаль­ни­ком соб­ст­вен­но япон. пей­за­жа, на­чав соз­да­вать их пред­по­ло­жи­тель­но на­хо­дясь в Ки­тае («Во­до­пад Чин­да», се­рия пей­за­жей «Че­ты­ре вре­ме­ни го­да»). В 1469 вер­нул­ся в Япо­нию, по­се­лил­ся сна­ча­ла в Хо­ого, круп­ном буд­дий­ском цен­тре, ок. 1490 пе­ре­ехал в Яма­гу­ти, где ос­но­вал собств. мас­тер­скую «Тэн­кайд­зу­га­ро». По­след­ние го­ды про­вёл в мон. Дай­ки­ан. Для пей­заж­ных ра­бот С. ха­рак­тер­ны яс­ность по­строе­ния, ла­пи­дар­ность форм, энер­гич­ная ма­не­ра пись­ма. Пи­сал так­же порт­ре­ты (вое­на­чаль­ни­ка Ка­на­тэ­ки Ма­су­ды, ок. 1479), рас­пи­сы­вал сте­ны мо­на­сты­рей и шир­мы (в осн. в жан­ре «цве­ты-пти­цы»).

Лит.: Глу­ха­ре­ва О. Н. Ве­ли­кий япон­ский ху­дож­ник Тойо Ода (Сюс­сю) // Ис­кус­ст­во. 1957. № 1; Во­ро­но­ва Б. Г. Тойо Ода. М., 1958; Tanaka I. Japanese ink painting: Shu­bun to Sesshu. N. Y., 1972; Nakamura T. Sesshū: Nihon bijutsu kaiga zenshū. Tokyo, 1976.

Вернуться к началу