Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРУГА́ЦКИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 337

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СТРУГА́ЦКИЕ Ар­ка­дий На­та­но­вич (28.8.1925, Ба­ту­ми – 12.10.1991, Мо­ск­ва) и Бо­рис На­та­но­вич (15.4.1933, Ле­нин­град, ны­не С.-Пе­тер­бург – 19.11.2012, там же), рус. пи­са­те­ли, со­ав­то­ры, сце­на­ри­сты; бра­тья. Ар­ка­дий На­та­но­вич окон­чил Во­ен. ин-т иностр. язы­ков в Мо­ск­ве (1949); ра­бо­тал ре­дак­то­ром. Бо­рис На­та­но­вич окон­чил ме­ха­ни­ко-ма­те­ма­тич. ф-т ЛГУ (1955); ра­бо­тал в Пул­ков­ской об­сер­ва­то­рии. По­лу­чи­ли ши­ро­кое при­зна­ние как пи­са­те­ли-фан­та­сты, со­че­тав­шие в сво­их про­из­ве­де­ни­ях ув­ле­ка­тель­ность сю­же­та с по­ста­нов­кой нрав­ст­вен­но-фи­лос. про­блем. Пер­вое на­пи­сан­ное в со­ав­тор­ст­ве со­чи­не­ние – на­уч­но-фан­та­стич. рас­сказ «Из­вне» (1958). Из­вест­ность С. при­нес­ли на­уч­но-фан­та­стич. по­вес­ти «Стра­на баг­ро­вых туч» (1959), «Путь на Амаль­тею» (1960), «Пол­день, XXII век» (1962), по­свя­щён­ные кос­мич. те­ма­ти­ке и на­сы­щен­ные сме­лы­ми идея­ми на­уч­но-тех­нич. ха­рак­те­ра. Об­ра­ще­ни­ем к со­ци­аль­но-фи­лос. фан­та­сти­ке от­ме­че­ны по­вес­ти «Ста­жё­ры» (1962), «Труд­но быть бо­гом» (1964; одноим. фильм А. Ю. Германа, 2013), «Хищ­ные ве­щи ве­ка» (1965), за­тра­ги­ваю­щие про­бле­му от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка пе­ред ли­цом ис­то­рии. В цен­тре гро­те­ск­но-са­ти­рич. по­вес­тей «По­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся в суб­бо­ту. Сказ­ка для на­уч­ных ра­бот­ни­ков млад­ше­го воз­рас­та» (1965) и «Сказ­ка о Трой­ке» (1968) – об­ли­че­ние по­шло­сти и де­ма­го­гии; раз­мыш­ле­ния­ми о бу­ду­щем ци­ви­ли­за­ции про­ник­ну­та по­весть «Улит­ка на скло­не» (час­тич­но опубл. в 1966 и 1968, пол­но­стью – в 1988); в жан­ре фан­та­стич. де­тек­ти­ва – по­весть «Отель у "По­гиб­ше­го аль­пи­ни­ста"» (1970). Боль­шой ус­пех сни­ска­ла по­весть «Пик­ник на обо­чи­не» (1972; ф. «Стал­кер» А. А. Тар­ков­ско­го по сце­на­рию С., 1980), раз­ви­ваю­щая сквоз­ную для все­го твор­че­ст­ва С. те­му нравств. вы­бо­ра че­ло­ве­ка, стал­ки­ваю­ще­го­ся с не­ве­до­мым. Про­бле­ма не­пред­ска­зуе­мо­сти про­грес­са ис­сле­ду­ет­ся в ро­ма­нах «Град об­ре­чён­ный» (созд. в 1972, опубл. в 1988–89), «Хро­мая судь­ба» (созд. в 1982, пол­но­стью опубл. в 1989), «Жук в му­ра­вей­ни­ке» (1979), «Вол­ны га­сят ве­тер» (1985). По­след­нее про­из­ве­де­ние в со­ав­тор­ст­ве – пье­са «Жи­ды го­ро­да Пи­те­ра, или Не­ве­сё­лые бе­се­ды при све­чах» (1990). Ар­ка­дий На­та­но­вич – ав­тор по­вес­ти «Пе­пел Би­ки­ни» (1956, в со­ав­тор­ст­ве с Л. С. Пет­ро­вым); под псевд. С. Яро­слав­цев опуб­ли­ко­вал сказ­ки «Экс­пе­ди­ция в пре­ис­под­нюю» (ч. 1–2, 1974; ч. 3 – 1984), рас­сказ «Под­роб­но­сти жиз­ни Ни­ки­ты Во­рон­цова» (1984), по­весть «Дья­вол сре­ди лю­дей» (1993); пе­ре­во­дил так­же ху­дож. про­зу со ста­ро­япон­ско­го (ро­ман «Ска­за­ние о Ёси­цу­нэ», 1984), с япон­ско­го (Аку­та­га­ва Рю­но­скэ, Но­ма Хи­ро­си и др.) и англ. язы­ков. Бо­рис На­та­но­вич (под псевд. С. Ви­тиц­кий) – ав­тор ро­ма­нов «По­иск пред­на­зна­че­ния, или Два­дцать седь­мая тео­ре­ма эти­ки» (1994–95), «Бес­силь­ные ми­ра се­го» (2003); пе­ре­во­дов с англ. яз. Сре­ди др. со­чи­не­ний: рас­ска­зы, ки­но­сце­на­рии. Мн. про­из­ве­де­ния С. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны.

Соч.: Собр. соч.: В 11 т. М., 2009–.

Лит.: Виш­нев­ский Б. Ар­ка­дий и Бо­рис Стру­гац­кие: Двой­ная звез­да. СПб., 2004; Во­ло­дихин Д. М., Праш­ке­вич Г. М. Бра­тья Стру­гац­кие. М., 2012; Стру­гац­кие. Ма­те­риа­лы к ис­сле­до­ва­нию: Пись­ма, ра­бо­чие днев­ни­ки / Сост. С. Бон­да­рен­ко, В. Ку­риль­ский. Вол­го­град, 2012–2014. [Кн. 1–4].

Вернуться к началу