Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛЕ́Т ХОРХЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Кулаков

БОЛЕ́Т (Bolet) Хорхе (15.11.1914, Гавана – 16.10.1990, Маунтин-Вью, штат Калифорния), американский пианист и дирижёр. Брат Альберто Болета (1905–99) – кубинского и американского скрипача и дирижёра. С 1927 до середины 1930-х гг. учился в Кёртис музыкальном институте у Д. Сапертона, И. Гофмана, Л. Годовского, М. Розенталя, дирижированию – у Ф. Райнера;  в 1939–42 преподавал там же (позднее вёл мастер-классы). В 1937 в Нью-Йорке стал лауреатом Наумбурговского конкурса и дал дебютный концерт, на котором присутствовали Годовский, В. С. Горовиц, Г. Пятигорский, С. В. Рахманинов. С 1942 служил в армии США (на территории Японии, где, в частности, дирижировал японской премьерой комической оперы «Микадо» А. Салливана). В 1968–77 преподавал в Индианском университете в Блумингтоне (штат Индиана). 

Б. – один из последних представителей позднеромантического пианизма, обладал феноменальной виртуозностью, эмоциональностью, особой «красочностью» звука и продуманностью исполнительских концепций. Критика иногда упрекала Б. за слишком свободное отношение к композиторскому тексту, чрезмерное рубато, «необычность» фразировки. Глубокая переоценка творчества Б. и понимание значимости его исполнительского искусства произошли в 1960-е гг., особенно после огромного успеха его концерта в Карнеги-холле (1974, записан целиком) и последующих за ним звукозаписей. В центре его репертуара – музыка Ф. Листа («Этюды трансцендентного исполнения», Соната си-минор и многие другие сочинения, транскрипции и парафразы); также играл концерты С. С. Прокофьева (2-й), Э. Грига, П. И. Чайковского (1-й), С.В. Рахманинова (2-й и 3-й), Р. Шумана, Э. Шоссона (для скрипки, фортепиано и струнного квартета; с И. Перлманом и Джульярдским квартетом), разные сочинения Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Брамса, С. Франка, А. Г. Рубинштейна, И. Альбениса, К. Дебюсси, Б. Бартока, парафразы Ф. Бузони и Л. Годовского (в том числе его транскрипции этюдов Шопена).

Дискография включает несколько десятков CD. Самые ранние аудиозаписи сделаны в 1952–53, бóльшая их часть относится к 1970–90 (в основном концертные выступления), среди них – Трио ля-минор П. И. Чайковского с В. Мартеном и М. Скано. В 1983 вышел цикл телефильмов «Болет и Рахманинов» («Bolet meets Rachmaninoff»), запечатлевший мастер-классы Б., посвящённые 3-му концерту Рахманинова (включая полную запись исполнения концерта). Б. записал саундтрек к фильму «Song without end (The story of Franz Liszt)» (1960) – виртуозную игру Ф. Листа (в роли Листа – Д. Богард).

Лит: Mach E. Great contemporary pianists speak for themselves. N.Y., 1991.

Вернуться к началу