РЕ́ЙНЕР РАЙНЕР ФРИЦ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́ЙНЕР, Рейнер (Reiner) Фриц (19.12.1888, Будапешт – 15.11.1963, Нью-Йорк), венгерский и американский дирижёр. Окончил Академию музыки в Будапеште (1909), где занимался у Б. Бартока по классу фортепиано. В 1908 дебютировал как дирижёр в «Vigopera» – будапештском театре комической оперы (опера «Кармен», Ж. Бизе). До 1914 дирижировал в оперных театрах Лайбаха (ныне Любляна, Словения) и Народной опере в Будапеште, в 1914–21 – в Дрезденской придворной опере. В эти годы значительное воздействие на Райнера оказало общение с Р. Штраусом и А. Никишем. Значительную часть жизни Райнер провёл в США (принял гражданство в 1928), где руководил оркестрами Цинциннати (1922–31), Питтсбурга (1938–48), Чикагским симфоническим оркестром (1953–63), дирижировал в «Метрополитен-опере» (1948–53), сотрудничал с крупнейшими оркестрами и оперными театрами Нью-Йорка, Филадельфии, Сан-Франциско. Гастролировал как симфонический и оперный дирижёр в странах Западной Европы и Аргентине.
Вершинным периодом деятельности Райнера стали годы работы с Чикагским оркестром. В это время утвердилась его репутация дирижёра, способного довести игру оркестра до высшего уровня технического совершенства и добиться звука исключительной красоты. Основу репертуара Райнера составляли, наряду с музыкой немецких и австрийских композиторов от И. С. Баха до Г. Малера и Р. Штрауса, произведения П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, К. Дебюсси, М. Равеля. Райнер – крупный исполнитель произведений композиторов-современников: Б. Бартока, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, О. Респиги, И. Ф. Стравинского (в 1953 в «Метрополитен-опере» дирижировал первой в США постановкой оперы «Похождения повесы»).
С Чикагским оркестром Райнер сделал ряд выдающихся студийных записей, среди них – симфонии Л. ван Бетховена (в том числе № 3 и 7 – 1955, № 5 – 1959, № 9 – 1961), «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского в инструментовке М. Равеля (1957), «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (1960), «Море» (1960) и «Иберия» (1957) К. Дебюсси, «Испанская рапсодия» Равеля (1956), симфонические поэмы «Так говорил Заратустра» и «Жизнь героя» Р. Штрауса (1954), Концерт для оркестра (1955) и Музыка для струнных, ударных и челесты (1958) Б. Бартока, сюита «Поручик Киже» (1958) и кантата «Александр Невский» (1959) С. С. Прокофьева. Среди оперных записей выделяется «Тристан и Изольда» Р. Вагнера с участием К. Флагстад и Л. Мельхиора (1936, Лондон).
В 1931–41 преподавал в Институте Кёртис, среди учеников – Л. Бернстайн, Л. Фосс.