Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛУ́ЖСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ

Авторы: В. Я. Филимонов

КАЛУ́ЖСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ, адм.-терр. еди­ни­ца в центр. ча­сти Рос. им­пе­рии. Об­ра­зо­ва­на ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 24.8(4.9).1776 (до 1796 на­ме­ст­ни­че­ст­во). Адм. центр – г. Ка­лу­га. Пер­во­на­чаль­но на­мест­ни­чест­во раз­де­ле­но на 12 уез­дов: Во­ро­тын­ский, Ка­луж­ский, Ко­зель­ский, Лих­вин­ский, Ма­ло­яро­сла­вец­кий, Ме­щов­ский, Мо­саль­ский, Одо­ев­ский, Пе­ре­мышль­ский, Сер­пей­ский, Та­рус­ский и один «но­во­наз­на­чен­ный, наз­ва­ние ко­то­ро­му впредь да­но бу­дет». 26.10(6.11). 1776 уп­разд­нён Во­ро­тын­ский у., об­ра­зо­ва­ны Бо­ров­ский и Ме­дын­ский уез­ды. 19(30).9.1777 Одо­ев­ский у. пе­ре­дан в со­став Туль­ско­го на­мест­ни­чест­ва, 17(28). 10.1777 соз­дан Жиз­дрин­ский у. 12(23).12.1796 лик­ви­ди­ро­ва­ны Лих­вин­ский, Ма­ло­яро­сла­вец­кий и Сер­пей­ский уез­ды (пер­вые два вос­ста­нов­ле­ны в 1802). Пл. 31 тыс. км2 (1897). Нас. 1,2 млн. чел. (1897), в осн. рус­ские (99%).

Герб Калужской губернии.

В 18 в. в К. г. раз­ви­ва­лось про­из-во же­ле­за, чу­гу­на и из­де­лий из них, пред­при­ятия при­над­ле­жа­ли Де­ми­до­вым (Дуг­нен­ский, Брын­ский, Вы­ров­ский и др. чу­гу­но­ли­тей­ные и же­ле­зо­де­ла­тель­ные за­во­ды), Ба­та­шё­вым [Гря­зен­ский (Ме­дын­ский), Из­вер­ский, Ар­хан­гель­ский, Пе­со­чен­ский, Се­рен­ский, Шань­ские до­мен­ные и мо­ло­то­вые за­во­ды] и др. ку­печ. ди­на­сти­ям. В кон. 19 в. наи­бо­лее круп­ные ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия вхо­ди­ли в со­став соз­дан­но­го Маль­цо­вы­ми ак­цио­нер­но­го об-ва Маль­цов­ских за­во­дов. Об-ву при­над­ле­жа­ли Лю­ди­нов­ский ма­ши­но­стро­ит. за­вод (ос­но­ван в 1756 Н. Н. Де­ми­до­вым близ дер. Лю­ди­но­во), Сук­ремль­ский чу­гу­но­пла­виль­ный (1738), Хоть­ков­ский чу­гу­но­пла­виль­ный (1803) и др. за­во­ды в Жиз­д­рин­ском уез­де.

В 18 в. здесь воз­ник­ло тек­стиль­ное про­из-во. В Ме­дын­ском у. дей­ст­во­ва­ла од­на из круп­ней­ших рос. ма­ну­фак­тур по из­го­тов­ле­нию па­рус­ных по­ло­тен [бы­ла за­ло­же­на в 1718 Т. Ф. Ка­ра­мы­ше­вым, впо­след­ст­вии при­над­ле­жа­ла Гон­ча­ро­вым, да­ла на­зва­ние се­лу (ны­не по­сё­лок) По­лот­ня­ный За­вод]. В 1880-х гг. в Бо­ров­ском у. Ф. С. Исае­вым от­кры­ты пла­точ­но-на­бив­ные и кра­силь­ные фаб­ри­ки, позд­нее во­шед­шие в со­став ак­цио­нер­но­го об-ва Ер­мо­лин­ской ма­ну­фак­ту­ры.

Зна­чит. раз­ви­тие по­лу­чи­ло из­го­тов­ле­ние бу­ма­ги, бу­маж­ные фаб­ри­ки дей­ст­во­ва­ли в с. По­лот­ня­ный За­вод (по­строе­на в 1720 Т. Ф. Ка­ра­мы­ше­вым, с 1735 в соб­ст­вен­но­сти Гон­ча­ро­вых), с. Тро­иц­кое (от­кры­та в 1787 П. Г. Ще­поч­ки­ным; на Все­мир­ной вы­став­ке 1900 в Па­ри­же её про­дук­ция по­лу­чи­ла выс­шую на­гра­ду; ны­не ОАО «Тро­иц­кая бу­маж­ная фаб­ри­ка»), с. Кон­д­ро­во (1799; ны­не «Кондровская бумажная компания»).

Ре­гу­ляр­но про­во­ди­лись яр­мар­ки (ок. 80 в 18 в., 35 в сер. 19 в.).

В хо­де Отеч. вой­ны 1812 на тер­ри­то­рии К. г. со­стоя­лись Тару­тин­ское сра­же­ние 1812­ и Мало­яро­сла­вец­кое сра­же­ние 1812­.

По тер­ри­то­рии К. г. про­шли Сыз­ра­но-Вя­зем­ская (1874) и Мо­сков­ско-Кие­во-Во­ро­неж­ская (1899) же­лез­ные до­ро­ги. С 1874 в Ка­лу­ге на­хо­ди­лись Гл. Ка­луж­ские мас­тер­ские Сыз­ра­но-Вя­зем­ской ж. д. (ны­не ма­ши­но­стро­ит. за­вод).

В 1920 Жиз­д­рин­ский у. пе­ре­дан в со­став Брян­ской гу­бер­нии, в 1921 об­ра­зо­ван Спас-Де­мен­ский у., в 1922 в со­став К. г. во­шёл Юх­нов­ский у. Смо­лен­ской гу­бер­нии. По­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК от 13.2.1924 лик­ви­ди­ро­ва­ны Бо­ров­ский и Пе­ре­мышль­ский уез­ды. По­ста­нов­ле­ния­ми ВЦИК от 11.7.1927 и 10.10.1927 ли­кви­ди­ро­ва­ны Ко­зель­ский, Ме­дын­ский, Ме­щов­ский, Мо­саль­ский, Та­рус­ский и Юх­нов­ский уез­ды, од­но­вре­мен­но об­ра­зо­ва­ны Мят­лев­ский и Су­хи­ни­чс­кий уез­ды.

14.1.1929 К. г. уп­разд­не­на; Ка­луж­ский, Лих­вин­ский и Ма­ло­яро­сла­вец­кий уез­ды во­шли в со­став об­ра­зо­ван­ной то­гда же Цен­траль­но­про­мыш­лен­ной обл. (с 3.6.1929 Мо­с­ков­ская об­ласть), Мят­лев­ский, Спас-Де­мен­ский и Су­хи­нич­ский уез­ды – в со­став За­пад­ной об­лас­ти.

Лит.: Ма­ли­нин Д. И. Ка­лу­га. Опыт ис­то­ри­че­ско­го пу­те­во­ди­те­ля по Ка­лу­ге и глав­ней­шим цен­трам гу­бер­нии. Ка­лу­га, 1912. Ка­лу­га, 2004; Ка­луж­ские гу­бер­на­то­ры. Ка­лу­га, 2001.

Вернуться к началу