Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРАПИО́Н

Авторы: А. В. Лаушкин

СЕРАПИО́Н (?–1275, Вла­ди­мир), рус. цер­ков­ный дея­тель, про­по­вед­ник, ар­хи­ман­д­рит Кие­во-Пе­чер­ско­го мон., еп. Вла­ди­мир­ский, Суз­даль­ский и Ни­же­го­род­ский (с 1273 или, что ме­нее ве­ро­ят­но, с 1274). Ни­ка­ких био­гра­фич. све­де­ний о С. вплоть до его пе­ре­во­да из Кие­ва на Вла­ди­мир­скую ка­фед­ру не со­хра­ни­лось. Был идей­но бли­зок ми­тр. Ки­рил­лу II(III), уча­ст­во­вал в со­зван­ном по его ини­циа­ти­ве цер­ков­ном со­бо­ре, на ко­то­ром был по­став­лен в епи­ско­пы.

Ле­то­пи­сец вы­со­ко оце­нивал пас­тыр­ский та­лант С. и глу­бо­кое зна­ние им Биб­лии, что на­хо­дит под­твер­жде­ние в по­уче­ни­ях («сло­вах»), при­над­ле­жа­щих пе­ру С. Все­го ему ат­ри­бу­ти­ру­ют 5 по­уче­ний, до­шед­ших в ру­ко­пи­сях не ра­нее 14 в. В трёх из них С. ри­су­ет го­ре­ст­ную кар­ти­ну мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия и ус­та­но­вив­ше­го­ся вслед за этим мон­го­ло-та­тар­ско­го ига. Про­изо­шед­шее С. оце­ни­вал как след­ст­вие тяж­ких гре­хов сво­их еди­но­пле­мен­ни­ков, ко­то­рых Бог пы­тал­ся вра­зу­мить, но не был ус­лы­шан и то­гда на­вёл на Русь «языкъ не­ми­ло­стивъ, языкъ лютъ». В двух других по­уче­ни­ях он об­ли­ча­ет языч. пе­ре­жит­ки.

По­хо­ро­нен в Ус­пен­ском со­бо­ре г. Вла­ди­мир. По­чи­та­ет­ся в РПЦ как свя­той; па­мять – в Со­бо­ре Вла­ди­мир­ских свя­тых (23 ию­ня ст. ст.) и в Со­бо­ре Ки­ев­ских свя­тых (15 ию­ля ст. ст.).

Ис­точн.: Сло­ва и По­уче­ния Се­ра­пио­на Вла­ди­мир­ско­го / Подгот. тек­ста, пер. и ком­мент. В. В. Ко­ле­со­ва // Биб­лио­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1997. Т. 5.

Лит.: Пе­ту­хов Е. В. Се­ра­пи­он Вла­ди­мир­ский, рус­ский про­по­вед­ник XIII в. СПб., 1888; Куч­кин В. А. По­уче­ния Се­ра­пио­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го // Пись­мен­ные па­мят­ни­ки ис­то­рии Древ­ней Ру­си: Ан­но­ти­ро­ван­ный ка­та­лог-спра­воч­ник. СПб., 2003; Ки­рил­лин В. М. Идей­но-со­дер­жа­тель­ная спе­ци­фи­ка «Слов» свя­ти­те­ля Се­ра­пио­на Вла­ди­мир­ско­го // Тео­рия тра­ди­ции: Хри­сти­ан­ст­во и рус­ская сло­вес­ность. Ижевск, 2009.

Вернуться к началу