Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕЛИ́Н ЛУИ ФЕРДИНАН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 700

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

СЕЛИ́Н (Céline) (псевд.; наст. фам. Де­туш, Destouches) Луи Фер­ди­нан (27.5.1894, Кур­бе­вуа – 1.7.1961, Мё­дон), франц. пи­са­тель. Сын чи­нов­ни­ка. Уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не, был тя­же­ло ра­нен. В 1924 по­лу­чил ди­плом ме­ди­ка в мед. шко­ле Ре­на, ра­бо­тал в Ин-те ги­гие­ны в Же­не­ве, боль­ни­цах. Во мно­гом ав­то­био­гра­фич. ро­ма­ны «Пу­те­ше­ст­вие на край но­чи» («Voyage au bout de la nuit», 1932, рус. пер. Э. Трио­ле, 1934) и «Смерть в кре­дит» («Mort à crédit», 1936, рус. пер. 1994), про­ник­ну­тые осо­зна­ни­ем аб­сурд­но­сти бы­тия, от­ра­зи­ли ра­ди­каль­ный пес­си­мизм и то­таль­ный ни­ги­лизм С. Впе­чат­ле­ния от по­се­ще­ния СССР в 1936 на­шли от­ра­же­ние в край­не рез­ком пам­фле­те «Mea culpa» (1936). Из-за не­скры­вае­мых ра­си­ст­ских и ан­ти­се­мит­ских убе­ж­де­ний [пам­фле­ты «Без­де­ли­цы для по­гро­ма» («Bagatelles pour un massacre», 1937), «Шко­ла тру­пов» («L’école des cadavres», 1938), «Вре­мя за­труд­не­ний» («Les beaux draps», 1941)], а так­же по­доз­ре­ний в со­труд­ни­че­ст­ве с на­цис­та­ми был вы­ну­ж­ден бе­жать из Фран­ции в 1944; в 1945 аре­сто­ван в Да­нии, на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии. По­лу­чив ам­ни­стию, в 1951 вер­нул­ся на ро­ди­ну, по­се­лил­ся в Мё­до­не, за­ни­мал­ся вра­чебной прак­ти­кой. Позд­ние ро­ма­ны С. от­ме­че­ны ис­по­ве­даль­ностью и ан­ти­гу­ма­ни­стич. на­прав­лен­ностью: «Guignol’s band» (1944, в рус. пер. 2001 – «Guig­nol’s band, или Пая­цы»), «Лон­дон­ский мост: Пая­цы II» («Le pont de Londres: Guignol’s band II», опубл. в 1964), «Ин­тер­вью с про­фес­со­ром Y» («Entretiens avec le professeur Y», 1955, рус. пер. 2001), «не­мец­кая» три­ло­гия «Из зам­ка в за­мок» («D’un château l’autre», 1957, рус. пер. 1998), «Се­вер» («Nord», 1960, рус. пер. 2003), «Ри­го­дон» («Rigodon», 1969, рус. пер. 2003), и др. Про­из­ве­де­ния С. от­ли­ча­ют край­няя эмо­цио­наль­ность, субъ­ек­тив­ная экс­прес­сив­ность, об­ра­ще­ние к гро­те­ску. Глу­бо­ко пес­си­ми­стич. твор­че­ст­во С. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на Г. Мил­ле­ра, У. Бер­ро­уза, А. Гинс­бер­га, К. Вон­не­гу­та, П. Мо­диано.

Соч.: Romans. P., 1974. Vol. 1–2; Гро­мы и мол­нии. Пье­сы. Сце­на­рии. Ба­лет­ные либ­рет­то. М., 2005; Lettres. P., 2009.

Лит.: Се­лин в Рос­сии. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. СПб., 2000; Alméras Ph. Dictionnaire Céline. P., 2004; Не­до­сей­кин М. Н. Ро­ман Л.-Ф. Се­ли­на «Пу­те­ше­ст­вие на край но­чи»: Че­ло­век в ми­ре. М., 2006; Godard H. Céline. P., 2011.

Вернуться к началу