Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САУТГЕ́МПТОН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 473-474

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Таубер (история), В. М. Сокольский (образование, культура, экономика)

САУТГЕ́МПТОН, Са­утхемп­тон (Sout­hamp­ton), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, на юге Анг­лии, в граф­ст­ве Хэмп­шир; име­ет ста­тус уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Нас. 242,1 тыс. чел. (2013; с Порт­сму­том об­ра­зу­ет мет­ро­по­ли­тен­ский аре­ал с нас. ок. 1,5 млн. чел.). Рас­по­ло­жен в ни­зовь­ях рек Тест, Ит­чен и Хамбл, на по­бе­ре­жье зал. Со­лент, близ прол. Ла-Манш. Важ­ный узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог. Круп­ный мор. порт. Па­ром­ное со­об­ще­ние с о. Уайт и г. Хайт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Сфор­ми­ро­вал­ся на мес­те рим. кре­по­сти, су­ще­ст­во­вав­шей в 1–5 вв., и анг­ло­сак­сон­ско­го по­се­ле­ния Хам­вик (Ham­wic; Хам­тун, Hamtun), воз­ник­ше­го по­сле анг­ло­сак­сон­ско­го за­вое­ва­ния на бе­ре­гу р. Ит­чен. В сред­ние ве­ка круп­ный порт и центр тор­гов­ли с кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пой. В 9 в. не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся на­ше­ст­ви­ям ви­кин­гов. В 1016 в С. Кнуд Ве­ли­кий из­бран ко­ро­лём Анг­лии. В прав­ле­ние Ген­ри­ха II по­лу­чил гор. хар­тию. К 13 в. стал круп­ней­шим пор­том Анг­лии, че­рез ко­то­рый ве­лась тор­гов­ля с Фран­ци­ей и Ита­ли­ей, имел мо­но­по­лию на экс­порт свин­ца и оло­ва. В 1338 за­хва­чен и со­жжён фран­цу­за­ми. От­ме­на мо­но­по­лии в 1531 при­ве­ла к сни­же­нию зна­чи­мо­сти С. как пор­та в 16–17 вв. В сер. 18 – 19 вв. вновь пе­ре­жил эко­но­мич. подъ­ём. С 18 в. раз­ви­вал­ся как ку­рорт. В 19 в., во вре­мя про­мыш­лен­ной ре­волю­ции, важ­ный центр су­до­строе­ния. В 1840 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Лон­до­ном. Раз­ви­тие транс­ат­лан­тич. тор­гов­ли и пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок в нач. 20 в. да­ло но­вый им­пульс рос­ту го­ро­да. Тра­ди­ци­он­но С. слу­жил ме­стом от­прав­ки мор. во­ен. экс­пе­ди­ций, в 1944 ис­поль­зо­вал­ся как плац­дарм для пе­ре­бро­ски со­юз­ных войск в Нор­ман­дию.

Сре­ди дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей – ос­тат­ки ср.-век. кре­по­ст­ных стен и во­ро­та Бар­гейт (ок. 1180 и ок. 1290; на 2-м эта­же – кон­церт­ный зал «Гилд­холл»), жи­лые до­ма 12–16 вв., ц. Сент-Майкл (12 в.; пе­ре­строе­на в фор­мах го­ти­ки в 14–15 вв.), «Об­ще­ст­вен­ный центр» в рус­ле ар де­ко и не­оклас­си­циз­ма (1928–1939, арх. Э. Б. Уэб­бер), вме­щаю­щий гор. со­вет, ху­дож. га­ле­рею и б-ку С., а так­же мор. му­зей «Си­Си­ти» (2012, ре­кон­ст­рук­ция ар­хит. бю­ро «Wilkinson Eyre»).

С.– важ­ный центр об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Са­ут­гем­птон­ский (1862; в его со­ста­ве – Нац. центр океа­но­гра­фии) и Со­лент­ский (1989) ун-ты; неск. кол­лед­жей. Му­зеи: ис­то­ри­че­ский «Тю­дор-ха­ус» (1912, от­крыт по­сле ре­кон­ст­рук­ции в 2011), авиа­ци­он­ный «Со­лент скай» (1984) и др. Те­ат­ры: «Мейф­лау­эр» (1928, круп­ней­ший в Юж. Анг­лии за пре­де­ла­ми Лон­до­на; муль­ти­жан­ро­вый), «Наф­филд» (1964; дра­ма­тич.) и др. Неск. биб­лио­тек.

Круп­ный спор­тив­ный центр. Гл. ста­ди­он – «Сент-Ме­рис» (св. 32 тыс. мест), на ко­то­ром при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков фут­боль­ный клуб «Са­ут­гемп­тон» (1885; об­ла­да­тель Куб­ка Анг­лии, 1976). В го­ро­де неск. яхт-клу­бов, клу­бов по иг­ре в кри­кет, хок­кею с шай­бой и др.; про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. со­рев­но­ва­ния по спид­вею, бо­улин­гу, па­рус­но­му спор­ту.

В эко­но­ми­ке до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (в нач. 2010-х гг. ок. 90% эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния), в т. ч. об­ра­зо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние (ок. 25%; один из гл. ра­бо­то­да­те­лей – Уни­вер­си­тет­ская боль­ни­ца С., об­слу­жи­ва­ет ок. 5,6 млн. чел. в Юж. Анг­лии), биз­нес-ус­лу­ги (19%), тор­гов­ля (16%), об­слу­жи­ва­ние пор­то­во­го хо­зяй­ст­ва, кор­по­ра­тив­ное управ­ле­ние (го­лов­ной офис Нац. кар­то­гра­фич. агент­ст­ва, от­де­ле­ние Би-Би-Си по Юж. Анг­лии и др.).

Мор. порт С. – 5-й по гру­зо­обо­ро­ту в Ве­ли­ко­бри­та­нии (35,8 млн. т в 2013; в его со­ста­ве неск. кон­тей­нер­ных тер­ми­на­лов об­щим гру­зо­обо­ро­том ок. 1 млн. т– 2-е ме­сто в стра­не); 2-й по пас­са­жи­ро­обо­ро­ту по­сле Дув­ра (1,9 млн. чел. в 2013) и гл. порт при­пис­ки ря­да круп­ней­ших кру­из­ных су­дов ми­ра (4 круп­ных тер­ми­на­ла). В С. рас­по­ло­же­ны го­лов­ные офи­сы ком­па­нии «Carnival Corpora­tion» (од­на из ве­ду­щих кру­из­ных ту­ри­стич. ком­па­ний ми­ра), Ас­со­циа­ции брит. пор­тов (круп­ней­ший в стра­не вла­де­лец и опе­ра­тор мор. пор­тов), Мор. бе­ре­го­вой служ­бы Ве­ли­ко­бри­та­нии, под­раз­де­ле­ния Мин-ва транс­пор­та по рас­сле­до­ва­нию ин­ци­ден­тов на мо­ре.

Круп­ный центр авиа­ра­кет­но-кос­мич. пром-сти (пред­при­ятие ми­ро­во­го ли­де­ра – ком­па­нии «GE Aviation» по про­из-ву ком­по­нен­тов кры­ла, слож­ных уз­лов и др.; авио­ни­ка); пи­ще­вку­со­вая (в т. ч. му­ко­моль­ная и та­бач­ная), неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая (круп­ней­ший в стра­не НПЗ) и неф­те­хи­ми­че­ская (нефте­хи­мич. ком­плекс – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе; оба – близ С., в Фо­ли, на по­бе­ре­жье прол. Ла-Манш), элек­тро­тех­нич. пром-сть. Гео­тер­маль­ная элек­тро­стан­ция (един­ст­вен­ная в стра­не).

Вернуться к началу