Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́РА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 408

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

СА́РА (нса­ра), на­род на юго-за­па­де Ча­да (пре­фек­ту­ры Зап. Ло­гон и Вост. Ло­гон, Ман­дуль и Ср. Ша­ри; круп­ней­ший на­род стра­ны) и се­ве­ре ЦАР (се­вер пре­фек­тур Уам-Пен­де, Уам, Ба­мин­ги-Бан­го­ран и Ва­ка­га). В Ча­де жи­вут груп­пы нгам­бай (1,2 млн. чел.), каб­ба-ла­ка (140 тыс. чел.), ка­ба (45 тыс. чел.), гор (120 тыс. чел.), бе­ди­он­до мбай (120 тыс. чел.), ман­го (75 тыс. чел.), гу­лай (380 тыс. чел.), сар, или мад­жин­гай-нга­ма (450 тыс. чел.), мбай (200 тыс. чел.), нгам (100 тыс. чел.), ка­ба-де­ми (95 тыс. чел.), ка­ба-на (80 тыс. чел.) и ку­ру­ми, или кул­фе (10 тыс. чел.). В ЦАР про­жи­ва­ют даг­ба (40 тыс. чел.) и ка­ба-дунд­жо (6 тыс. чел.), а так­же 3 тыс. каб­ба-ла­ка, 100 тыс. ка­ба, 10 тыс. мбай, 25 тыс. нгам и 20 тыс. ка­ба. Про­жи­ва­ют так­же в Су­да­не и Ка­ме­ру­не. Об­щая чис­лен­ность до 4 млн. чел. (2014, оцен­ка). Близки к багирми. Язы­ки груп­пы са­ра вет­ви бон­го-ба­гир­ми цен­траль­но­су­дан­ских язы­ков; име­ют пись­мен­ность на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та. Рас­про­стра­нён так­же франц. яз. В осн. при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний, око­ло тре­ти – хри­стиа­не (гл. обр. ка­то­ли­ки, а так­же лю­те­ра­не и бап­ти­сты) и му­суль­ма­не-сун­ни­ты (т. н. рун­ги).

С. счи­та­ют­ся ав­то­хтон­ным на­се­ле­ни­ем ре­гио­на. В 16–19 вв. бы­ли дан­ни­ка­ми Ва­даи, Бор­ну и Ба­гир­ми. В 19 в. воз­ник­ли во­ж­де­ст­ва, важ­ней­шее – у сар с цен­тром в Бе­дайе, воз­глав­ляе­мое пра­ви­те­лем-мбанг. В кон. 19 в. по­ко­ре­ны гос-вом Раб­ба­ха, за­тем – Фран­ци­ей. В ко­ло­ни­аль­ную эпо­ху мн. С. слу­жи­ли во франц. ар­мии, вое­ва­ли во 2-й ми­ровой вой­не. В 1960–78 кон­тро­лиро­ва­ли вла­ст­ные струк­ту­ры (к ним принад­ле­жал пер­вый пре­зи­дент Ча­да Ф. Том­бал­бай).

Женщина сара с лабретками. Фото Ф. Р. Г. Кумна. Нач. 20 в.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Су­дан­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное зем­ле­де­лие (про­со, фо­нио, сор­го, ку­ку­ру­за, бо­бо­вые, ямс, ба­тат, ма­ни­ок), раз­во­дят мел­кий ро­га­тый скот, раз­ви­то ры­бо­лов­ст­во, со­хра­ня­ют­ся охо­та и со­би­ра­тель­ст­во. В 1-й пол. 20 в. ста­ли вы­ра­щи­вать хло­пок. Раз­ви­ты куз­не­чест­во, гон­чар­ст­во, пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву. По­се­ле­ния (гир­бе) раз­бро­сан­ные, жи­ли­ще круг­лое с гли­но­бит­ным по­лом, со­ло­мен­ной или тра­вя­ной кры­шей, сте­на­ми из ве­ток, об­ма­зан­ны­ми из­нут­ри гли­ной. Зер­но­хра­ни­ли­ща стро­ят­ся на стол­бах. Тра­диц. муж­ская и жен­ская одеж­да – на­бед­рен­ные по­вяз­ки из ко­жи, ко­ры, листь­ев, рас­тит. во­ло­кон. Прак­ти­ку­ют­ся об­ре­за­ние, та­туи­ров­ка, ска­ри­фи­ка­ция, под­пи­ли­ва­ние зу­бов, за­муж­ние жен­щи­ны но­сят лаб­рет­ки. Ос­но­ву со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, ро­до­вая ор­га­ни­за­ция (гир­ка) и тай­ные сою­зы (Йо и Йон­до). В 1970-е гг. Ф. Том­бал­бай ввёл ини­циа­цию в со­юз Йон­до как обя­зат. об­ряд (ан­ти­хри­сти­ан­ский) для во­ен­ных и гос. слу­жа­щих. Счёт род­ст­ва па­три­ла­те­раль­ный. Прак­ти­ку­ют­ся так­же по­ли­ги­ния, брач­ный вы­куп, ле­ви­рат, со­ро­рат. Рас­про­стра­не­ны куль­ты оду­шев­лён­ных сил при­ро­ды (бе­си­ги), пред­ков (ба­ди­ги), пред­став­ле­ния о злых ду­хах, кол­ду­нах (ку­ма) и вер­хов­ном су­ще­ст­ве и твор­це Ну­бу. Осн. функ­ция вож­дя – вы­зы­ва­ние до­ж­дя.

Фольк­лор – пес­ни, сказ­ки, по­сло­ви­цы.

Лит.: Magnant J.-P. La terre sara, terre tcha­di­enne. P., 1987; Jaulin R. La mort sara. P., 2011.

Вернуться к началу