Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САМОУБИ́ЙСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 301-302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Колесников (медицина), Д. А. Леонтьев

САМОУБИ́ЙСТВО (суи­цид), пред­на­ме­рен­ное и це­ле­на­прав­лен­ное ли­ше­ние се­бя жиз­ни. На­ря­ду с фак­ти­че­ски осу­ще­ст­в­лён­ным С., к фор­мам суи­ци­даль­но­го по­ве­де­ния от­но­сят не­за­вер­шён­ные по­пыт­ки С., мыс­ли и на­ме­ре­ния С. и са­мо­раз­ру­шаю­щее по­ве­де­ние, по­вы­шаю­щее ве­ро­ят­ность бы­ст­рой или мед­лен­ной смер­ти. Ус­лов­но С. раз­де­ля­ют на ис­тин­ные и де­мон­ст­ра­тив­ные. Ис­тин­ные С. пла­ни­ру­ют­ся за­ра­нее; бо́ль­шая часть их со­вер­ша­ет­ся со­ма­ти­че­ски и пси­хи­че­ски здо­ро­вы­ми людь­ми. Де­мон­ст­ра­тив­ные С. обыч­но обу­слов­ле­ны стрем­ле­ни­ем об­ра­тить на се­бя вни­ма­ние в свя­зи с лич­ны­ми про­бле­ма­ми (се­мей­ны­ми, тру­до­вы­ми и др.); они час­то свя­за­ны с близ­ки­ми са­мо­убий­цам людь­ми и про­яв­ля­ют­ся как аг­рес­сив­ный акт по от­но­ше­нию к ним. С. на­блю­да­ет­ся при пси­хич. за­бо­ле­ва­ни­ях (де­прес­сии и др.) в ви­де суи­ци­даль­ных мыс­лей и по­пы­ток.

Объ­яс­ни­тель­ные мо­де­ли С. учи­ты­ва­ют сис­те­му фак­то­ров, в чис­ле ко­то­рых – не­пе­ре­но­си­мое дав­ле­ние внеш­них об­стоя­тельств, не­вы­но­си­мая фи­зич. или ду­шев­ная боль; по­сто­ян­ная или си­туа­тив­ная уяз­ви­мость лич­но­сти, её по­ни­жен­ная ус­той­чи­вость к стрес­сам, трав­мам и не­бла­го­при­ят­ным об­стоя­тель­ст­вам; от­сут­ст­вие смыс­ла, по­зво­ляю­ще­го че­ло­ве­ку прой­ти че­рез тя­жё­лые ут­ра­ты и ис­пы­та­ния, и со­ци­аль­ной под­держ­ки; нор­ма ри­ту­аль­но­го по­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ной си­туа­ции (япон. ко­декс Бу­си­до и др.).

Пря­мых и од­но­знач­ных при­чин, по­ро­ж­даю­щих С., нет, по­сколь­ку во всех слу­ча­ях С. ока­зы­ва­ет­ся лишь од­ним из воз­мож­ных дей­ст­вий и в ко­неч­ном счё­те вы­бо­ром са­мо­го че­ло­ве­ка. Так, пред­ста­ви­те­ли эк­зи­стен­циа­лиз­ма рас­смат­ри­ва­ли мыс­ли о С. как сви­де­тель­ст­во то­го, что че­ло­век бе­рёт в свои ру­ки ре­ше­ние во­про­са о жиз­ни и смер­ти, но не обя­за­тель­но при этом при­ни­ма­ет ре­ше­ние в поль­зу смер­ти (А. Ка­мю, Ж. П. Сартр). Боль­шин­ст­во теи­стич. ре­ли­гий, в т. ч. хри­сти­ан­ст­во, ис­лам и др., осу­ж­да­ет С., со­вер­шён­ное во вме­няе­мом со­стоя­нии (за­прет на церковное по­гре­бе­ние и др.).

Лит.: Па­пер­но И. Са­мо­убий­ст­во как куль­тур­ный ин­сти­тут. М., 1999; Мен­нин­гер К. Вой­на с са­мим со­бой. М., 2000; Шнейд­ман Э. Ду­ша са­мо­убий­цы. М., 2001; Хилл­ман Дж. Са­мо­убий­ст­во и ду­ша. М., 2004; На­прас­ная смерть: при­чи­ны и про­фи­лак­ти­ка са­мо­убийств / Под ред. Д. Вас­сер­ман. М., 2005; Ле­он­ть­ев Д. А. Эк­зи­стен­ци­аль­ный смысл суи­ци­да: жизнь как вы­бор // Московский пси­хо­те­ра­пев­тический жур­нал. 2008. № 4; Чхар­ти­шви­ли Г. Пи­са­тель и са­мо­убий­ст­во: В 2 кн. 2-е изд. М., 2013.

Вернуться к началу