Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́КЬЯ-ПА́НДИТА ГУНГА-ДЖАЛЦАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 225

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Д. Цендина, В. П. Андросов

СА́КЬЯ-ПА́НДИТА (Сад­жа-Пан­ди­та) Гун­га-Джал­цан (Кун­га Гьял­цэн) (1182, Са­кья – 1251, Лян­чжоу), ти­бет. ре­лиг. и по­литич. дея­тель, учё­ный, по­эт. Пред­ста­витель ари­сто­кра­тич. се­мей­ст­ва Кхон. Один из круп­ней­ших дея­те­лей шко­лы са­кья (см. Буд­дизм), на­стоя­тель мон. Са­кья (1216–44). Счи­та­ет­ся во­пло­ще­ни­ем Манд­жуш­ри. С 1247 со­вет­ник монг. ха­на Го­да­на (1247–51). Спо­соб­ство­вал сбли­же­нию Ти­бе­та с монг. пра­вите­ля­ми, что впо­след­ст­вии при­ве­ло к вхо­ж­де­нию Ти­бе­та в Монг. им­пе­рию. Ав­тор со­чи­не­ний по ри­то­ри­ке, по­эти­ке, фи­ло­со­фии, нрав­ст­вен­но-эти­че­ских на­став­ле­ний и трак­та­тов, упо­ря­до­чи­ваю­щих об­ря­до­вую сто­ро­ну ти­бет. буд­диз­ма. Наи­бо­лее из­вес­тен сти­хотв. ди­дак­тич. трак­тат «Со­кро­вищ­ни­ца по­лез­ных на­став­ле­ний» (санскр. «Суб­ха­ши­та-рат­на-нид­хи», ти­бет. «Лэг­шад-рин­по­чеи-тэр»), по­ро­див­ший об­шир­ную лит. тра­ди­цию (ком­мен­та­рии, пе­ре­во­ды, под­ра­жа­ния). Тру­ды С.-П. вско­ре по­сле на­пи­са­ния бы­ли пе­ре­ве­де­ны на сан­ск­рит.

Изд.: [В кн.:] Bosson J. A treasury of apho­ristic jewels. Bloomington, 1969; Ды­лы­ко­ва В. С. На­зи­да­тель­ные ре­че­ния Са­кья-Пан­диты // Изу­че­ние ки­тай­ской ли­те­ра­ту­ры в СССР. М., 1973.

Вернуться к началу