Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́АРИНЕН ЭРО

Эро Сааринен. Терминал TWA в аэропорту имени Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке. 1956–62. Фото Balthazar Korab

СА́АРИНЕН (Saarinen) Эро (20.8.1910, Кир­кко­нум­ми – 1.9.1961, Анн-Ар­бор, штат Ми­чи­ган), амер. ар­хи­тек­тор и ди­зай­нер. Сын Элие­ля Саа­ри­не­на. Ар­хит. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в мас­тер­ской от­ца и Йель­ском ун-те (1931–34). В 1934–35 пу­те­ше­ст­во­вал по Евро­пе и Ближ­не­му Вос­то­ку, ра­бо­тал в мас­тер­ской Я. Эк­лун­да в Фин­лян­дии. Вер­нув­шись в 1936 в США, ра­бо­тал совм. с от­цом (до 1950). Пер­вая хри­сти­ан­ская цер­ковь в Ко­лум­бу­се, штат Ин­ди­а­на (1939–42) и кон­церт­ный зал Клейн­ханс в Буф­фа­ло, штат Нью-Йорк (1940) в рус­ле мо­дер­низ­ма де­мон­ст­ри­ру­ют вни­ма­ние к фак­ту­ре ма­те­риа­ла (кир­пи­ча). Ог­ром­ный ком­плекс тех­нич. цен­тра «Ge­neral Motors» в Уор­ре­не близ Дет­рой­та (1949–56) ор­га­ни­зо­ван во­круг гла­ди во­до­ёма, под­чёрк­ну­той вер­ти­ка­лью во­до­на­пор­ной баш­ни и пло­ским ку­по­лом ау­ди­то­рии; тон­кие на­вес­ные сте­ны фа­са­дов рас­чер­че­ны пря­мо­уголь­ной сет­кой про­фи­лей. В 1948 С. вы­иг­рал кон­курс на про­ект мо­ну­мен­та Т. Джеф­фер­со­на «Ар­ка-вра­та» в Сент-Луи­се (реа­ли­зо­ван в 1963–65; выс. 192 м); здесь во­пло­ти­лось его мас­тер­ст­во ра­бо­ты с пла­стич. фор­мой, так­же от­ра­зив­шее­ся в его про­ек­тах ме­бе­ли из гну­той фа­не­ры, пла­сти­ка и др. в ду­хе «ор­га­нич. ди­зай­на» (се­рии «Тюль­пан», «Ру­ко­во­ди­тель», «Ло­но» и др., кон. 1930-х – 1950-е гг.). Как ди­зай­нер С. ре­гу­ляр­но со­труд­ни­чал с Ч. Им­зом. Сре­ди «пла­сти­че­ских» ар­хит. ра­бот С. – ау­ди­то­рия Кресдж и ча­сов­ня Мас­са­чу­сет­ско­го тех­но­ло­гич. ин-та в Кем­брид­же (обе 1955), хок­кей­ный ста­ди­он «Ин­голлс» в Нью-Хей­ве­не (1959), тер­ми­нал TWA в аэ­ро­пор­ту им. Дж. Ф. Кен­не­ди в Нью-Йор­ке (1956–62). Для фа­са­дов ком­плек­са ла­бо­ра­то­рий «Bell Labs» в Хол­мде­ле, штат Нью-Джер­си (1957–62) С. пер­вым при­ме­нил зер­каль­ное стек­ло в круп­ном мас­шта­бе. Под­чёрк­ну­тая «ма­те­ри­аль­ность» и ис­то­рич. ал­лю­зии (кре­пость, ср.-век. го­род) про­яви­лись в кор­пу­се жен­ско­го об­ще­жи­тия «Хилл кол­ледж ха­ус» Ун-та Пен­силь­ва­нии в Фи­ла­дель­фии (1961) и ком­плек­се кол­лед­жей Э. Стайл­са и С. Мор­зе Йель­ско­го ун-та в Нью-Хей­ве­не (1962), гра­нит­ном фа­са­де не­бо­скрё­ба CBS в Нью-Йор­ке (1961–65). Сре­ди по­стро­ек С. так­же: тер­ми­на­лы аэ­ро­портов им. Дж. Ф. Дал­ле­са в Ва­шинг­тоне (1958–62) и Эли­ни­кон в Афи­нах (1969), зда­ния по­сольств США в Лон­до­не (1957–60) и Ос­ло (1959), Во­ен. ме­мо­ри­аль­ный центр в Ми­луо­ки (1955–57), Сев. хри­сти­ан­ская цер­ковь в Ко­лум­бу­се, штат Ин­диа­на (1964).

Лит.: Temko A. E. Saarinen. N. Y., 1962; E. Saari­nen on his work. New Haven, 1962; Román A. E. Saarinen: an architecture of multiplicity. N. Y., 2003; Merkel J. E. Saarinen. L.; N. Y., 2005.

Вернуться к началу