РЕСТАВРА́ЦИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕСТАВРА́ЦИЯ, укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, повреждённых, искажённых временем, вредными условиями бытования, войнами, землетрясениями, пожарами и т. д. Реставрируются архит. сооружения и комплексы, иногда целые города, произведения изобразит. и декоративно-прикладного иск-ва, археологич. находки и др. В отличие от реконструкции (лат. reconstructio – построение заново), подразумевающей коренную перестройку памятника или даже воссоздание исчезнувшего сооружения, Р. предполагает сохранение подлинного произведения.
Опыты Р. известны с античности, но систематич. характер и науч. обоснование она получила только с сер. 18 в. (деятельность гр. д’Анживилле во Франции). Существенный вклад в развитие науч. методики Р. внёс Э. Э. Виолле-ле-Дюк, обосновавший обязательность глубокого изучения стилистики и строит. техники эпохи создания памятника. Однако некоторые его принципы Р. (допустимость замены и переделки любых частей здания для достижения «единства стиля» и т. п.) способствовали широкому распространению в середине – 2-й пол. 19 в. т. н. стилистич. Р., часто приводившей к искажению или утратам подлинных частей памятников архитектуры. Совр. теория Р. сложилась в кон. 19 – нач. 20 вв. Различаются 3 осн. метода Р.: консервация (сохранение памятника в дошедшем до нас виде); частичная Р., выявляющая скрытые под наслоениями подлинные фрагменты памятника; полная Р. – восстановление целостного первоначального облика памятника. Последняя применяется, как правило, к сравнительно недавно разрушенным памятникам, имеющим выдающееся худож. или историч. значение. Работам по Р. предшествует всестороннее исследование памятника – натурное (изучение причин повреждений, состояния материалов и конструкций, сохранившихся первоначальных деталей и элементов и т. д.) и историческое (анализ письм. источников и изобразит. материалов, стиля памятника и т. п.). Сохраняются ценные в историч. и худож. отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике. В ходе Р. укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным (кирпич-плинфа и т. д.), иногда и совр. средств. Если восполняются утраты, заменённые места должны быть визуально отличимы, а при необходимости легко удаляемы.
Р. произведений изобразит. и декоративно-прикладного иск-ва также базируется на тщательном предварит. исследовании материалов, технологии создания, причин и видов разрушения объектов Р. (с помощью рентгенографии, фотографирования в УФ- и ИК-лучах, спектрального и микрокристаллич. анализа, и т. д.), изучении историч. данных. Восстанавливают или удаляют химически изменившиеся элементы (потемневшие лаки и олифа произведений живописи, рыхлая патина изделий из медных сплавов и др.); поздние живописные слои сохраняют, если они имеют собств. худож. ценность, – их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. В процессе Р. используют материалы, подобные первоначальным (напр., известковая вода для фресок, животный клей при Р. живописи).
Во многих странах сложились давние традиции и школы Р. В России история реставрац. работ ведёт начало с 19 в. (А. В. Прахов и др.). В мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всерос. реставрац. комиссия, преобразованная затем в Центр. гос. реставрац. мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря). Реставрац. деятельность во всех странах регулируется Междунар. хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечат. мест (1964).