Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУТУ́СОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Песочинский

БУТУ́СОВ Юрий Николаевич (р. 24.9.1961, Гатчина), рос. режиссёр. По первому образованию инженер-судостроитель. В 1996 окончил режиссёрский ф-т СПбГАТИ (мастерская И. Б. Малочевской). Резонанс вызвали уже его преддипломный («Женитьба» Н. В. Гоголя, 1995, СПбГАТИ) и дипломный («В ожидании Годо» С. Беккета, 1996, Театр-студия «На Крюковом канале») спектакли. В 1997–2002 режиссёр петерб. Театра им. Ленсовета, куда перенёс спектакль «В ожидании Годо» (1997, пр. «Золотая маска»). Среди постановок: «Войцек» Г. Бюхнера (1997), «Калигула» А. Камю (1998), «Клоп» В. В. Маяковского (2000), «Старший сын» А. В. Вампилова (2002). Созданные этюдным методом спектакли отходили от прямого следования лит. основе, сочетали подробный психологизм и игровую форму, отличались музыкальностью, пластичностью, яркой эмоциональностью. В тот же период вышли отмеченный психологизацией абсурдистского метода «Сторож» Г. Пинтера (1997, Театр на Литейном) и комич. гротеск «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (2001, Продюсерский центр «Брат»). В поставленных в моск. театре «Сатирикон» спектаклях «Макбетт» Э. Ионеско (2002), «Ричард III» (2004) и «Король Лир» (2006) У. Шекспира Б. развивал жанр трагифарса, сочетал традиции психологич. театра с яркой циркизованной формой. Сотрудничал также с МХТ им. А. П. Чехова («Гамлет» Шекспира, 2005; «Иванов» Чехова, 2009), Моск. театром им. Евг. Вахтангова («Мера за меру» Шекспира, 2010), Рос. театром драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр) («Человек = Человек» по пьесе Б. Брехта «Что тот солдат, что этот», 2008). Работал за рубежом. С 2011 гл. режиссёр Театра им. Ленсовета. В 2010-е гг. меняется его язык, режиссёр уходит от рационального к иррациональному, от психологического к психическому. Усложняется композиция спектаклей, театральный сюжет приобретает многолинейность, в образной системе используются приёмы кино, рок-музыка, свободная пластика, танец, пространство действия распространяется в зрительный зал. Эта эстетика развивается в спектаклях: «Чайка» Чехова («Сатирикон», 2011; пр. «Золотая маска»), «Утиная охота» Вампилова (2012, Нац. театр им. И. Вазова, София), «Добрый человек из Сезуана» Брехта (Моск. драматич. театр им. А. С. Пушкина, 2013), в постановках в Театре им. Ленсовета – «Макбет. Кино.» по Шекспиру (2012, пр. «Золотая маска»), «Все мы прекрасные люди» по пьесе «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (2013), «Три сестры» Чехова (2014, пр. «Золотая маска»), «Город. Женитьба. Гоголь» по Н. В. Гоголю (2015) и др. Преподавал на актёрско-режиссёрском курсе С. В. Женовача в РАТИ (2009–13) и на актёрском курсе при Театре им. Ленсовета в СПбГАТИ (2012–14).

Лит.: Юрий Бутусов – 2002 // Петербургский театральный журнал. 2002. № 1 (27); Горфункель Е. Куда ж нам плыть? Портрет Юрия Бутусова на фоне «Чайки» // Вопросы театра. 2011. № 3–4; она же. В ожидании… // Вопросы театра. 2014. № 1–2; Песочинский Н. «Макбет» и Юрий Бутусов. Постдраматическое кино // Вопросы театра. 2013. № 1–2.

Вернуться к началу