Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОГДА́НОВА-ЧЕСНОКО́ВА ГЛИКЕРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

БОГДА́НОВА-ЧЕСНОКО́ВА Гли­ке­рия Ва­силь­ев­на [13(26).5.1904, Санкт-Пе­тер­бург – 17.4.1983, Ле­нин­град], российская пе­ви­ца (мец­цо-со­пра­но), ар­ти­ст­ка опе­рет­ты и ки­но, народная артистка РСФСР (1970). В 1924 окон­чи­ла Шко­лу ака­де­мической русской дра­мы при Ле­нинградском те­ат­ре дра­мы имени А. С. Пуш­ки­на (бывший Алек­сан­д­рин­ский; за­ни­ма­лась под руководством В. Н. Да­вы­до­ва). До 1928 ра­бо­та­ла в этом те­ат­ре, де­бю­ти­ро­ва­ла в ро­ли Лю­силь («Ме­ща­нин во дво­рян­ст­ве» Моль­е­ра). В 1928–33 ар­ти­ст­ка Харь­ков­ской опе­рет­ты, в 1934–41 – Ле­нинградского мю­зик-хол­ла под руководством Л. О. Утё­со­ва и Те­ат­ра эс­т­ра­ды и ми­ниа­тюр под руководством А. И. Рай­ки­на. В 1941–45 при­ни­ма­ла уча­стие во фрон­то­вом ан­самб­ле опе­ретты, вы­ез­жа­ла с кон­церт­ны­ми бри­га­да­ми в во­ин­ские час­ти (около 3000 выступлений), заслужила боевые награды. С 1946 со­ли­ст­ка Ле­нинградского те­ат­ра музыкальной ко­ме­дии. Сре­ди луч­ших ро­лей в опе­рет­те (всего около 30): Свинь­и­на («Та­бач­ный ка­пи­тан» В. В. Щер­ба­чё­ва), Ро­за­лия («По­це­луй Ча­ни­ты» Г. С. Ми­лю­ти­на), Мат­рё­на («Сто чер­тей и од­на де­вуш­ка» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва), Хив­ря («Со­ро­чин­ская яр­мар­ка» А. П. Ря­бо­ва), Кле­мен­ти­на Ма­рич («Воль­ный ве­тер» И. О. Ду­на­ев­ско­го), Бар­ба­лэ («Ке­то и Ко­тэ» В. И. До­лид­зе), Ма­дам Ар­но и кня­ги­ня Вег­лерс­хейм («Фи­ал­ка Мон­мар­тра» и «Силь­ва» И. Каль­ма­на), Га­пу­ся («Свадь­ба в Ма­ли­нов­ке» Б. А. Алек­сан­д­ро­ва), Се­ра­фи­ма Сте­па­нов­на («Бе­лая ака­ция» И. О. Ду­на­ев­ско­го). С 1954 сни­ма­лась в ки­но, свои луч­шие ро­ли сыг­ра­ла в филь­мах «Укротительница тигров» (1955), «Мистер Икс» (1958), «Крепостная актриса» (1963), «Двенадцать стульев» (1971), «Летучая мышь» (1979). По­ми­мо силь­но­го го­ло­са и вир­ту­оз­ной сце­ни­че­ской пла­сти­ки Б.-Ч. бы­ло при­су­ще бле­стя­щее ко­ме­дий­ное да­ро­ва­ние с тра­ги­че­ским от­тен­ком. О творчестве Б.-Ч. снят документальный фильм «Божественная Гликерия» (2004).

Государственная премия СССР (1947).

Лит.: Кап­ков С. В. Ко­ро­ли ко­ме­дии. М., 2003.

Вернуться к началу