Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОБАБИЛИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 539

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. В. Савинов

ПРОБАБИЛИ́ЗМ (от лат. probabilis – ве­ро­ят­ный), 1) в фи­ло­со­фии и эпи­сте­мо­ло­гии – ве­ро­ят­но­ст­ный под­ход к ана­ли­зу на­уч. зна­ния в от­ли­чие от клас­сич. де­тер­ми­низ­ма. По­лу­чил рас­про­стра­не­ние в совр. нау­ке с раз­ви­ти­ем кван­то­вой меха­ни­ки­, не­рав­но­вес­ной тер­мо­ди­на­ми­ки, си­нер­ге­ти­ки и др.

2) Док­три­на в ка­то­лич. нравств. бо­го­сло­вии, обос­но­вы­ваю­щая воз­мож­ность вы­бо­ра то­го или ино­го по­ступ­ка в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ной си­туа­ции. По­лу­чил раз­ви­тие в 16–17 вв. и офиц. ут­вер­жде­ние в ор­де­не ие­зуи­тов.

П. ис­хо­дил из на­ли­чия в ка­то­лич. уче­нии несход­ных друг с дру­гом мо­раль­ных пред­пи­са­ний и воз­мож­но­сти их не­од­но­знач­но­го тол­ко­ва­ния. Вве­де­ние в эти­ку по­ми­мо стрем­ле­ния к воз­мож­но боль­ше­му бла­гу прин­ци­па сво­бо­ды вы­бо­ра для дос­ти­же­ния кон­крет­но­го бла­га ос­но­вы­ва­лось на осо­бой «ве­ро­ят­но­ст­ной» или «со­мне­ваю­щей­ся» со­вес­ти (cons­cien­tia probabilis или dubia), т. е. спо­соб­но­сти оце­ни­вать си­туа­цию с разл. то­чек зре­ния, и на вы­де­ле­нии «ве­ро­ят­но­ст­ных мне­ний» (opiniones probabiles) – до­пус­ти­мых ре­ко­мен­да­ций к дей­ст­вию, вы­во­ди­мых из без­ус­лов­ных мо­раль­ных пред­пи­са­ний, сфор­му­ли­ро­ван­ных в Биб­лии и от­ца­ми Церк­ви. По­сколь­ку эти мне­ния от­но­сят­ся к «не­оп­ре­де­лён­но­му бу­ду­ще­му», их осу­ще­ст­в­ле­ние за­ви­сит от то­го, ка­кую точ­ку зре­ния че­ло­век со­чтёт бо­лее пред­поч­ти­тель­ной или прав­до­по­доб­ной и как бу­дет дей­ст­во­вать.

Ис­то­ки П. вос­хо­дят к уче­ни­ям С. Мад­зи­ни и Ка­эта­на, раз­ра­бот­ку он по­лу­чил у до­ми­ни­кан­ца Б. де Ме­ди­ны, ие­зуи­та Г. Вас­ке­са, за­тем фран­ци­скан­ца Ф. Бор­до­ни и др., став «при­спо­со­би­тель­ной тео­ло­ги­ей» (theologia accomodativa), на­прав­лен­ной на оцен­ку ча­ст­ных по­ступ­ков че­ло­ве­ка. Под­верг­ну­тый жё­ст­кой кри­ти­ке в про­цес­се на­пря­жён­ной дис­кус­сии, про­дол­жав­шей­ся поч­ти весь 17 в., П. в 1679 был осу­ж­дён.

П. про­ти­во­по­ло­жен ри­го­риз­му, ут­вер­ждаю­ще­му прин­ци­пы без­ус­лов­но­го дол­жен­ст­во­ва­ния.

Лит.: Mandonnet P. F. Le décret d’Innocent XI contre le probabilisme. P., 1903; Jonsen A. R. The abuse of casuistry: A history of moral reasoning. Berk., 1988; Schüssler R. Moral im Zweifel. Paderborn, 2003. Вd 1; Шмо­нин Д. В. В те­ни Ре­нес­сан­са: Вто­рая схо­ла­сти­ка в Ис­па­нии. СПб., 2006; Maryks R. A. Saint Cicero and the Jesuits: The influence of the liberal arts on the adoption of moral probabilism. Aldershot, 2008.

Вернуться к началу