ПО́ШЛИНЫ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́ШЛИНЫ, обязательный платёж денежного характера, являющийся одним из источников дохода гос. бюджета, который граждане и организации уплачивают гос. органам или должностным лицам за оказание публичной услуги и оформление соответствующих документов.
П. имеют многовековую историю; одна из старейших П. – судебная; применялись П. дорожные, мостовые, шоссейные и др. (за проезд по дорогам, мостам), торговые, гостиные (за право вести торговлю на рынках, держать торговые склады, взвешивать и измерять товары и т. д.), крепостные, или актовые (за внесение в офиц. реестры записи разл. имуществ. сделок, действительность которых обусловлена фактом такого засвидетельствования), гербовые (за совершение актов, подлежащих обложению, на особой гербовой бумаге и/или путём наклейки спец. гербовых марок), канцелярские, ранее именовавшиеся писцовыми (за выдачу разл. рода удостоверений и копий документов), пробирные (за клеймение изделий из драгоценных металлов), корабельные (за заход мор. судна в порт или выход его из порта) и т. д.
Нередко понятия П. и сбора используются как равнозначные (гербовые П. и гербовые сборы, статистические П. и статистические сборы и т. д.). При этом, не устанавливая формальных различий между П. и сборами, финансовое законодательство может уточнять, что пошлинный характер имеют сборы, уплачиваемые за оказание государственными и муниципальными органами (в ряде случаев иными субъектами публичной власти) публичных услуг, совершение юридически значимых действий, выдачу офиц. документов и т. д. Так, в действующем в Рос. Федерации налоговом законодательстве П. и сборы не различаются, а гос. П. определяется как сбор, взимаемый с установленных лиц, при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодат. актами Рос. Федерации, законодат. актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Законодательство ряда иностр. государств проводит различие между П. и сборами, используя в качестве критерия разграничения наличие непосредственной связи размера сбора со стоимостью публичных услуг, оказываемых плательщику сбора государственными и муниципальными органами. Соответственно, П. отличает то, что она устанавливается без определённого соотношения со стоимостью оказанных услуг. Так, факт соответствия взыскиваемой суммы стоимости оказанных публичных услуг был установлен в качестве критерия определения сбора и его отличия от П. франц. законодательством.
П., установленные ныне в Рос. Федерации, различаются по источнику их правового установления. Так, одни из них (гос. П.) включены в систему налогов и сборов, другие (таможенные, патентные, антидемпинговые, компенсационные, специальные) установлены актами иного (отраслевого) законодательства (таможенного, гражданского, внешнеторгового и т. д.). Общей характеристикой П. по данному критерию можно выделить федеральный уровень правового регулирования. Основания для взимания П. также различны и не могут являться критерием для их систематизации.
Гос. П. установлена Налоговым кодексом РФ и взимается в соответствии с ним органами гос. власти и должностными лицами за совершение юридически значимых действий. Она уплачивается по широкому кругу оснований: при обращении в суд; за совершение нотариальных действий; за гос. регистрацию актов гражд. состояния, гос. регистрацию юридич. лица, политич. партии, религ. организации, СМИ и т. д.; гос. регистрацию прав на недвижимость; выдачу паспорта гражданина РФ; за регистрацию иностр. гражданина и лица без гражданства, проживающего на территории Рос. Федерации, по месту жительства; за право вывоза культурных ценностей; за совершение действий при осуществлении пробирного надзора и т. д.
Патентная П. предусмотрена Гражд. кодексом РФ, в соответствии с которым Правительство РФ устанавливает перечень юридически значимых действий, за совершение которых уплачивается патентная П.: действия, связанные с патентом на изобретение, полезную модель, пром. образец, с гос. регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с патентом на селекционное достижение и т. д.
Особое место П. занимают в механизме регулирования внешней торговли. Таможенно-тарифный метод такого регулирования предполагает использование таможенной П., которая представляет собой вид таможенного платежа, сочетающего черты косвенного налога и пошлины. Таможенная П. определяется как обязательный платёж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Ставки таможенных П. в соответствии с принятой товарной номенклатурой систематизируются в таможенном тарифе.
В целях оперативного регулирования внешней торговли могут применяться временные и сезонные ставки таможенных пошлин.
К нетарифным мерам (см. Нетарифные барьеры) гос. регулирования внешней торговли относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные П., которые взимаются таможенными органами, но независимо от уплаты ввозной таможенной пошлины.
Антидемпинговая П. устанавливается с целью противодействия демпинговому импорту – ввозу товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара; компенсационная П. – для того, чтобы нейтрализовать воздействие специфич. субсидии иностр. государства на отрасль нац. экономики; спец. П. представляет собой меру, применяемую правительством для ограничения резко возросшего импорта. Названные П. применяются в соответствии с решением правительства, принимаемым по результатам специально проводимого расследования. Для предотвращения ущерба нац. экономике ещё до завершения расследования к импортёрам могут быть применены предварительные П. Правительство осуществляет мониторинг антидемпинговых, компенсационных и спец. мер, по результатам которого ставки П. могут быть изменены.
Ставки и иные элементы П., как правило, устанавливаются актами нац. законодательства. В таможенных союзах полномочия по установлению таможенных, антидемпинговых, компенсационных и специальных П. передаются на наднациональный уровень (напр., Евразийской экономич. комиссии в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС).