Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕТАРИ́ФНЫЕ БАРЬЕ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 525

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Н. Трошкина

НЕТАРИ́ФНЫЕ БАРЬЕ́РЫ, при­ни­мае­мые го­су­дар­ст­вен­ны­ми и му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми не­та­мо­жен­но-та­риф­ные ме­ры по ре­гу­ли­ро­ва­нию внеш­ней тор­гов­ли, ко­то­рые спо­соб­ны пря­мо или кос­вен­но воз­дей­ст­во­вать на им­порт и экс­порт то­ва­ров – на их объ­ё­мы, струк­ту­ру и це­ны. Не­та­риф­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние на­прав­ле­но на соз­да­ние для отеч. то­ва­ров бо­лее бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий, чем для то­ва­ров ино­стр. про­ис­хо­ж­де­ния. Оно мо­жет ис­поль­зо­вать­ся так­же для диф­фе­рен­циа­ции тор­го­во­го ре­жи­ма для то­ва­ров, про­ис­хо­дя­щих из разл. стран.

На­ря­ду с по­ня­ти­ем «Н. б.» (non-tariff barriers) в лит-ре ис­поль­зу­ют­ся и иные, близ­кие ему по смыс­лу – «не­та­риф­ные ог­ра­ни­че­ния» (non-tariff restraints), «не­та­риф­ные пре­пят­ст­вия» (non-tariff obstacles), «не­та­риф­ные ис­ка­же­ния» (non-tariff distortions) и др. В офи­ци­аль­ной и нор­ма­тив­но-пра­во­вой лит-ре ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие «не­та­риф­ные ме­ры» (non-tariff measures). Ис­то­ри­че­ски фор­ми­рова­ние ин­ст­ру­мен­та­рия ре­гу­ли­ро­ва­ния ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли шло по пу­ти вы­де­ле­ния (раз­ли­че­ния) мер та­мо­жен­но-та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния (та­мо­жен­ных по­шлин) и всех иных спо­со­бов, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но бы­ло воз­дей­ст­во­вать на неё. Про­ти­во­пос­тав­ле­ние с са­мо­го на­ча­ла Н. б. та­мо­жен­но­му та­ри­фу вы­ра­зи­лось в их на­зва­нии.

Ме­ж­ду­нар. тор­го­вая прак­ти­ка, дея­тель­ность ме­ж­ду­нар. эко­но­мич. и тор­го­вых ор­га­ни­за­ций не вы­ра­бо­та­ли еди­но­об­раз­но­го под­хо­да к Н. б. Та­кой под­ход за­ме­ня­ют клас­си­фи­ка­ци­он­ные схе­мы, объ­еди­няю­щие сот­ни раз­но­об­раз­ных Н. б., ко­то­рым при­су­ща как ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная, так и эко­но­мич. при­ро­да: ли­цен­зи­ро­ва­ние; кво­ти­ро­ва­ние и кон­тин­ген­ти­ро­ва­ние; за­прет на пе­ре­ме­ще­ние отд. то­ва­ров че­рез та­мо­жен­ную гра­ни­цу; ва­лют­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние и иные фи­нан­со­вые ме­ры; ан­ти­дем­пин­го­вые, ком­пен­са­ци­он­ные и спец. за­щит­ные ме­ры, «доб­ро­воль­ное» ог­ра­ни­че­ние экс­пор­та; на­ло­го­об­ло­же­ние им­порт­ных и экс­порт­ных опе­ра­ций; тех­нич. стан­дар­ты; по­ря­док сер­ти­фи­ка­ции про­дук­ции; тре­бо­ва­ния к упа­ков­ке и мар­ки­ров­ке; ме­ро­прия­тия са­ни­тар­но­го, фи­то­са­ни­тар­но­го и ве­те­ри­нар­но­го кон­т­ро­ля; эко­ло­гич. нор­ма­ти­вы; пра­ви­ла пре­дот­гру­зоч­ной ин­спек­ции; та­мо­жен­ные фор­маль­но­сти и т. д. Свои собств. клас­си­фи­ка­ции Н. б. соз­да­ва­ли Кон­фе­рен­ция ООН по тор­гов­ле и раз­ви­тию (ЮНКТАД), Ме­ж­ду­на­род­ный банк ре­кон­ст­рук­ции и раз­ви­тия, Ме­ж­ду­на­род­ная тор­го­вая па­ла­та и иные ор­га­ни­за­ции.

В до­ку­мен­тах Ге­не­раль­но­го со­гла­ше­ния по та­ри­фам и тор­гов­ле под Н. б. по­ни­ма­ют­ся лю­бые, кро­ме та­мо­жен­ных та­ри­фов, дей­ст­вия (ме­ры), ко­то­рые пре­пят­ст­ву­ют сво­бод­но­му хо­ду ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли. В до­ку­мен­тах Все­мир­ной тор­го­вой ор­га­ни­за­ции уточ­ня­ет­ся, что Н. б. мо­гут при­ме­нять­ся на ос­но­ве дос­тиг­ну­тых в рам­ках этой ор­га­ни­за­ции спец. со­гла­ше­ний (в т. ч. по ли­цен­зи­ро­ва­нию им­пор­та, за­щит­ным ме­рам, ан­ти­дем­пин­го­вым про­це­ду­рам, та­мо­жен­ной оцен­ке, стра­не про­ис­хо­ж­де­ния, с. х-ву, ин­фор­мац. тех­но­ло­ги­ям, тек­сти­лю, тех­нич. барь­е­рам в тор­гов­ле, са­ни­тар­ным и фи­то­са­ни­тар­ным ме­рам). В Та­мо­жен­ном ко­дек­се Та­мо­жен­но­го сою­за Рос­сии, Ка­зах­ста­на и Бе­ло­рус­сии под ме­ра­ми не­та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ни­ма­ет­ся ком­плекс мер по ре­гу­ли­ро­ва­нию внеш­ней тор­гов­ли то­ва­ра­ми, осу­ще­ст­в­ляе­мых пу­тём вве­де­ния ко­ли­че­ст­вен­ных и иных за­пре­тов и ог­ра­ни­че­ний эко­но­мич. ха­рак­те­ра, ко­то­рые ус­та­нов­ле­ны ме­ж­ду­нар. до­го­во­ра­ми го­су­дарств – чле­нов Та­мо­жен­но­го сою­за, ре­ше­ния­ми Ко­мис­сии это­го сою­за и нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми этих го­су­дарств-чле­нов, из­дан­ны­ми в со­от­вет­ст­вии с ука­зан­ны­ми ме­ж­ду­нар. до­го­во­ра­ми.

Н. б. не вос­при­ни­ма­ют­ся как «не­до­пус­ти­мый» ин­ст­ру­мент ре­гу­ли­ро­ва­ния ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли. От­дель­ные из них (ан­ти­дем­пин­го­вые, ком­пен­са­ци­он­ные и иные за­щит­ные ме­ры се­лек­тив­но­го ха­рак­те­ра) ста­но­вят­ся вос­тре­бо­ван­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми тор­го­вой по­ли­ти­ки в ус­ло­ви­ях кри­зис­ной эко­но­ми­ки. При­ме­няя их, го­су­дар­ст­во ус­та­нав­ли­ва­ет барь­ер не про­тив всех иностр. пред­при­ни­ма­те­лей, а толь­ко про­тив са­мых «аг­рес­сив­ных» из них. Н. б., ко­то­рые слу­жат раз­вя­зы­ва­нию тор­го­вых войн и в от­но­ше­нии ко­то­рых ме­ж­ду­нар. тор­го­вой прак­ти­кой и нац. за­ко­но­да­тель­ст­ва­ми ус­та­нов­ле­ны ог­ра­ни­че­ния на их при­ме­не­ние, яв­ля­ют­ся от­кло­не­ни­ем от пра­вил ве­де­ния ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли и долж­ны по­сле­до­ва­тель­но вы­тес­нять­ся из ар­се­на­ла ме­ж­ду­нар. тор­го­вой по­ли­ти­ки.

Лит.: Меж­ду­на­род­ные эко­но­ми­чес­кие от­но­ше­ния / Под ред. Е. Ф. Жу­ко­ва. М., 1999; Буг­лай В. Б., Ли­вен­цев Н. Н. Ме­жду­на­род­ные эко­но­ми­чес­кие от­но­ше­ния. 2-е изд. М., 2004; Внеш­не­эко­но­ми­чес­кая дея­тель­ность пред­прия­тия / Под ред. Л. Е. Стров­ско­го. М., 2007.

Вернуться к началу