ПОДКО́ВА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДКО́ВА, пластина, изогнутая по контуру подошвы копыта, служащая для предохранения копыт в осн. лошади от износа и травм. Крепится посредством подковывания. Чаще всего П. сделаны из металла (обычно – мягкой стали) толщиной ок. 8 мм. П. для передних копыт имеют округлую форму, для задних – несколько более вытянутую. В передней (зацепной) части П. нередко имеется отворот – направленный вверх металлич. лепесток, способствующий более прочной фиксации П. на копыте. Боковые части П. называются ветвями, их концы могут быть загнуты вниз для лучшего сцепления с грунтом, на ветвях часто имеются нарезные отверстия для вкручивания шипов. На нижней поверхности ветвей располагается гвоздевая дорожка – желобок, в котором утапливаются головки подковных гвоздей (ухналей), обычно по 4 на каждой ветви.
Металлич. прототип П. (лат. hipposandale, мн. ч. – hipposandalia) – бронзовая или железная овальная пластина с крючками на зацепной, пяточной и боковых частях для привязывания к копыту. Упоминается у Катулла, умершего в 54 до н. э. Археологич. находки в европ. провинциях Рим. империи – с 1 в. н. э. Самые ранние П. с гвоздевым креплением найдены в погребениях коней рядом с гробницей короля франков Хильдерика I (457/458–481/482). Массовое использование таких П. в Европе начинается не ранее 7 в. На Руси П. на упряжных лошадях появляются в 11 в., однако боевых коней, как и кочевники, не ковали. Ср.-век. подковы имели широкое полотно, один шип на зацепной части, 2–3 пары гвоздевых отверстий, иногда волнистый внешний край. Широкое распространение П. для лошадей любого предназначения начинается с 17 в.