Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСТУ́ЖЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 623

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. А. Остужев в роли Уриэля Акосты («Уриэль Акоста» К. Гуцкова).

ОСТУ́ЖЕВ (наст. фам. По­жа­ров) Алек­сандр Алек­сее­вич [16(28).4.1874, Во­ро­неж – 1.3.1953, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1937). Из се­мьи же­лез­но­до­рож­ни­ка. Де­бю­ти­ро­вал в 1894 на сце­не Во­ро­неж­ско­го те­ат­ра. С 1896 учил­ся на дра­ма­тич. кур­сах Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща (пе­да­гог А. П. Лен­ский). В 1898–1946 (с пе­ре­ры­вом в 1901–02) в Ма­лом те­ат­ре. Сре­ди пер­вых ро­лей: Бу­ла­нов («Лес» А. Н. Ост­ров­ско­го), Маль­кольм, Ро­мео («Мак­бет», «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра). Па­рал­лель­но вы­сту­пал в Но­вом те­ат­ре (фи­ли­ал Боль­шо­го и Ма­ло­го те­ат­ров). В 1901–02 в Те­ат­ре Кор­ша (Фер­ди­нанд – «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра, Ме­лу­зов – «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» Ост­ров­ско­го, Алек­сей – «Де­ти Ва­ню­ши­на» С. А. Най­дё­но­ва). Со­вер­шен­ст­вуя ред­кий по кра­со­те тем­бра го­лос, учил­ся в т. ч. у Ф. И. Ша­ля­пи­на. На фор­ми­ро­ва­ние твор­че­ской лич­но­сти О. зна­чит. влия­ние ока­за­ло ис­кус­ст­во П. С. Мо­ча­ло­ва и М. Н. Ер­мо­ло­вой. Его ге­рои – чис­тые, пре­крас­ные лю­ди, не тер­пя­щие лжи и стя­жа­тель­ст­ва. В круп­ных ра­бо­тах яр­ко­го ак­тё­ра ге­рои­ко-ро­ман­тич. пла­на стра­ст­ный па­фос и тем­пе­ра­мент со­че­та­лись с глу­бо­кой ис­крен­но­стью: Жа­дов, Не­зна­мов («До­ход­ное ме­сто», «Без ви­ны ви­но­ва­тые» Ост­ров­ско­го), Ос­вальд («При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на). Вер­ши­на­ми ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва при­зна­ны во­шед­шие в зо­ло­той фонд отеч. те­атра об­ра­зы Отел­ло и Ури­эля Ако­сты, соз­дан­ные О. в од­но­им. тра­ге­ди­ях Шек­спи­ра и К. Гуц­ко­ва. Сре­ди др. ро­лей: Чац­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Фер­ди­нанд («Бу­ря» Шек­спи­ра), Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Тео­до­ро («Со­ба­ка на се­не» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо), Ме­шем («Ста­кан во­ды» Э. Скри­ба), Ква­зи­мо­до («Со­бор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри» по В. Гю­го), Карл Мо­ор («Раз­бой­ни­ки» Шил­ле­ра). Не­смот­ря на про­грес­си­рую­щую глу­хо­ту (к 1910 по­те­рял слух), О. про­дол­жал вы­хо­дить на сце­ну, вы­ра­бо­тав спец. сис­те­му приё­мов. Ра­бо­тал на ра­дио. Гос. пр. СССР (1943). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1937, 1949).

Лит.: Фи­лип­пов ВА. А. А. Ос­ту­жев. М.; Л., 1945; Ста­рей­шие мас­те­ра Ма­ло­го те­ат­ра. Ав­то­био­гра­фии. М., 1949; Хо­дор­ков­ская Л., Клин­чин А. Ос­ту­жев – ак­тер Шек­спи­ра // Шек­спи­ров­ский сбор­ник. 1958. М., 1958; Ай­хенвальд ЮА. Ос­ту­жев. М., 1977.

Вернуться к началу